Жанровое своеобразие творчества В.Аксенов
Содержание
Введение ………………………………………………………….
|
|
Глава 1. Мифопоэтика как теоретическая категория
|
|
Миф: к основам понятия…………………………………..
|
|
1.2Мифопоэтика: к синтезу мифа и литературы …………….
|
|
Глава 2. Художественное своеобразие романа В.Аксенова «Москва ква-ква» в русле мифопоэтики
|
|
2.1. Поэтика заглавия романа В.Аксенова «Москва ква-ква» …
|
|
2.2. Миф о Тесее и Минотавре как основа сюжета романа В.Аксенова «Москва ква-ква» …………………………………..
|
|
Заключение …………………………………..…………………..
|
|
Список литературы…………………………..………………….
|
|
|
|
Введение
Творчество В.П.Аксёнова принадлежит к числу наиболее значительных явлений русской литературы последних трех десятилетий. Творческий путь Василия Павловича Аксенова является непосредственным отражением отечественной социокультурной ситуации второй половины XX века. Неоднозначные отношения писателя с властью в советский период русской истории, его эмиграция в 1980-м году, вхождение в контекст новой русской прозы в постсоветское время - все эти факторы вместе с установкой автора на постоянный художественный поиск повлияли на особенности его творчества.
Произведения В.П.Аксенова вызвали в критике бурную полемику, так как в них заострялось внимание на проблемах периода "оттепели" и, прежде всего, – на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Как нельзя более соответствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальный характер прозы В.П.Аксенова, и внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения. В.П.Аксенов в своих произведениях изобразил скептически настроенную по отношению к тогдашней советской действительности молодежь с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - все то, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. Причина популярности В.П.Аксенова во многом была заключена в том, что когда он создавал свои рассказы, его сверстники в большинстве своем еще не осознавали, насколько мифологизирована для них реальность.
К середине 60-х гг. усиливается философская насыщенность прозы В.П.Аксенова, размышляющего о причинах неудачи "оттепели", именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Изменилась индивидуальная творческая манера писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Изменение творческой позиции В.П.Аксенова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение "иллюзии действительности"; сами эти изменения были вызваны крепнущим у писателя убеждением в том, что "действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся действительность..." [Кузнецов 1995: 6].
В 1975 году писатель публикует роман «Ожог», который большинство критиков признают лучшим, «откровенно лирическим произведением» писателя. А.C.Немзер, отметив глубину романа, подробно проанализировал принципы создания главного героя - расщепление его на пятерых персонажей и сращение в финале. Тема свободы, – отмечает А.С.Немзер, - являясь одной из центральных в романе, воплощается в образах Европы, Праги, Польши и французской актрисы русского происхождения Марины Влади» [Немзер 1998: 25]. С.А.Кузнецов, анализируя композицию романа, выделяет следующую его особенность: «гармония, проступающая сквозь внешний хаос». Язык романа - «зеркало аксеновской России» - результат освоения разговорной речи [Ефимова 1995: № 4].
Американский славист Витас Дукас в творчестве В.П.Аксенова видит продолжение традиций Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова, У.Фолкнера, Д.Д.Сэлинджера, отмечает богатство и самобытность языка, а детальную разработку сексуальных моментов сравнивает с манерой Генри Миллера, указывая при этом на оригинальность художественного мира В.П.Аксенова. В.Дукас указывает, что В.П.Аксенов в своих произведениях постоянно обличает антисемитизм, бюрократию, злоупотребления КГБ и извращенность самого Советского государства. Он также высоко оценивает поэтику аксеновской прозы и художественную силу стихотворного текста, не уступающего поэзии современных бардов.
Исследователь Л.Майер устанавливает некоторые параллели структуры «Ожога» и «Мастера и Маргариты» на уровне комических, фантастических и религиозных элементов, а также на уровне трактовки определенных мотивов [Аксенов 1993: 299-313].
Помимо уже упомянутых произведений, В.П.Аксенову принадлежат «американская» повесть «Круглые сутки нон-стоп», рассказы «Сюрпризы», «Перемена образа жизни», «Завтраки сорок третьего года», «Папа, сложи», «Второй отрыв Палмер», «Гикки и Бэби Кассандра», «Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол», «Любителям баскетбола», «Победа», «Простак в мире джаза», «Миллион разлук», «Романтик Китоусов, академик Великий-Салазкин и таинственная Маргарита», «Вне сезона», «Московская сага», «Москва ква-ква» и др.
Все творчество В.П.Аксенова, начиная с повестей и рассказов 60-х годов и заканчивая опубликованными на Западе романами, можно назвать «поиском своего стиля и жанра». Критика по-разному оценила черты аксеновского стиля. Е.Н.Сидоров одним из первых откликнулся на публикацию произведений В.П.Аксенова в журнале «Юность»: «Аксенов не бывает скучным, пресным. Он один из тех, кто привнес в современную русскую прозу «игровое» свободное начало, освежил ее палитру» [Сидоров 1989: 44 – 45].
И.Сид пишет о том, что «прозаик демонстрирует верность выработанному ещё в конце 60-х индивидуальному стилю или, точнее, поэтике, отмеченной активным употреблением сленговой лексики, драматизацией и карнавализацией изображаемой реальности, иногда вплоть до опереточности, применением мистико-фантастического элемента» [И.Сид 1999: 8].
Для поэтики В.П.Аксенова, по мнению В.Б.Линецкого, характерны такие черты, как «фикционализация истории, размывание границ между элитарным и массовым искусством, подрыв с помощью пародии традиционной в русской литературе власти писателя над читателем, создание повествовательных структур, основанных на семиотической игре, нацеленной не только против утопического сознания, но и против всякого монологизма вообще, выражающей скептицизм по отношению к любым идеологическим единствам» [Линецкий 1992: 8].
В работе нескольких исследователей делались попытки определить место В.П.Аксенова в становлении постмодернистской литературы, его называли «одним из самых ранних советских постмодернистов», «отцом советского авангарда» [Богуславская 1997: 82], говорили о нем, как об авторе, пытавшемся «соединить «оттепельный» реализм с определенными элементами постмодернистского дискурса» (Липовецкий 1997: 8). Однако не было попыток выявить и классифицировать экспериментальные особенности поэтики аксеновской прозы, опираясь на данные, полученные при последовательном анализе текста. Можно выделить работы А.И.Куприяновой, которая прослеживает тенденции авангарда и постмодернизма в доэмигрантской прозе В.П.Аксенова. Направление творческих поисков В.П.Аксенова второй половины 60-х годов определялось художественными приемами, которые прозаик Е.А.Попов обозначил тезисом: «время создало сюжеты, кажущиеся продуктами гротесковой фантазии, а присмотришься – жизнь» (Попов 1998: 6): прием цитирования, прием фольклорной стилизации, синтез пародии и стилизации со временем реализуется в постмодернистский прием – пастиш. Еще один немаловажный прием – самоирония. Эти приемы работают на создание игровой поэтики, которая характерна и для авангарда, и для постмодернизма, в зависимости от интерпретации.
Несмотря на имеющие исследования в области изучения творчества В.П.Аксенова, ряд проблем и произведений так и не получили аналитического разбора. Наше исследование направленно на более поздний период творчества В.П.Аксенова, в частности, на изучение романа «Москва ква-ква», который был опубликован в 2006 году и вызвал множество неординарных высказываний в свой адрес. Особенно жаркие споры возникли вокруг необычного сюжета, в канву которого автор мастерски вплел достоверные исторические факты и мифологический материал. В отечественном литературоведении на сегодняшний день нет специальных работ, посвященных мифопоэтическому аспекту творчества В.П.Аксенова, что и определяет актуальность данной работы. Научная новизна работы заключается в попытке исследования романа В.П.Аксенова «Москва ква-ква» в свете мифопоэтики.
Do'stlaringiz bilan baham: |