“Ташкент — город хлебный. Ташкент- современный мегаполис.” Снизятся ли зарплаты в Ташкенте, если прописка будет отменена? Это решение принесет рост доходов населения, удар по стереотипам и местничеству и другие выгоды обществу, пишут экономисты Бехзод Хошимов и Нуриддин Икромов.
В общественных дискуссиях о прописке мы часто замечаем очень популярное, но неверное мнение. Людям кажется, что если отменить административные барьеры для переезда, зарплаты в Ташкенте упадут за счет новых мигрантов. От этой ошибки не застрахованы даже очень информированные люди, в особенности чиновники. Зачастую даже противники архаичного закона о прописке тоже считают, что зарплаты в результате его отмены снизятся.
Сторонники отмены прописки часто приводят правовой или моральный аргумент в пользу отмены; им кажется, что нынешние ограничения дискриминационны и ущемляют права сограждан.
Мы уже не раз утверждали, что прописку нужно отменять. Но вовсе необязательно приводить моральный, этический или правовой аргументы в пользу отмены. Достаточно экономического аргумента. Отмена прописки сделает всех узбекистанцев богаче: даже тех жителей Ташкента, которые будут конкурировать с приезжими за рабочие места. Их доходы не уменьшатся.
Сначала обратимся к истории и эмпирическим исследованиям, а потом объясним экономическую логику нашего аргумента.
Город Свободы
В далеком 1980 году, на фоне улучшения отношений с США и резким ухудшением экономической ситуации, тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро разрешил кубинцам беспрепятственно покинуть остров для воссоединения семей. Единственное условие: кто-то должен забрать иммигрантов из кубинского порта Мариэль.
В это же время президент США Джимми Картер дал право покинувшим остров кубинцам получить статус беженцев. В итоге за четыре месяца порядка 125 тысяч кубинцев на переполненных лодках приплыли из Кубы в Майами. Это переселение стало исторически значительным событием для Флориды, особенно для города Майами, и получило название «бегство из порта Мариэль».
Эффект этого переезда можно ощутить даже сегодня: карибские танцы, фестивали культуры, испанский язык и кубинские сэндвичи являются неотъемлемой частью жизни Майами. Более того, по мнению знатоков кулинарии, кубинскую еду готовят намного лучше в маленькой Гаване (район Майами), чем на самом Острове Свободы. В основном это связано с тем, что на Кубе большинство ресторанов государственные и, соответственно, низкого качества, а частных ресторанов немного и они не могут масштабироваться.
Спустя 10 лет после переселения принстонский экономист Дэвид Кард издал свою знаменитую работу, в которой показал эффект столь большого переселения на безработицу и зарплаты в Майами. В течение очень короткого времени кубинские иммигранты увеличили численность рабочей силы в Майами аж на 7%. Поскольку большинство иммигрантов были относительно неквалифицированными, рост количества рабочей силы в менее квалифицированных профессиях был еще больше.
Но несмотря на такой большой приток рабочей силы, доходы неквалифицированных работников в городе абсолютно не изменились, а у квалифицированных работников даже выросли. Уровень безработицы в городе не изменился.
Сказать, что Ташкент уникален, значит не сказать почти ничего. У него особый дух — по-восточному щедрый, одновременно утонченный и сильный. Это легко почувствовать, выразить сложнее. Однако облечь в слова и образы своеобразие и притягательность Ташкента необходимо, так как это часть процесса создания бренда города, его идентичности и способности быть конкурентоспособным, успешным и привлекательным в современном мире.
Начнем с известных, хотя и неформальных, слоганов Ташкента. Они помогут почувствовать дух города. В советское время был широко известен слоган «Ташкент — город хлебный». В 30-е годы прошлого века, когда в СССР был голод, люди старались приехать в Ташкент, который ассоциировался с хлебом и гостеприимством. Конечно, в самом Ташкенте ситуация с продовольствием была ненамного лучше, чем в других городах и селах страны. Но многие, уверовав в «город хлебный», приезжали сюда и действительно находили спасение: Ташкент, распахнув свою душу, каким-то образом оказался способным приютить и накормить огромное количество нуждающихся. «Город хлебный» дал кров сотням тысяч детей-сирот и во время Второй мировой войны.
Другая грань имиджа Ташкента воплощена в слогане «Звезда Востока». Ташкент действительно был своего рода звездой Востока — здесь проводились крупные культурные мероприятия, в том числе знаменитый Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. «Сияй Ташкент, звезда Востока!» — пел легендарный вокально-инструментальный ансамбль «Ялла». Известный литературный журнал «Звезда Востока» издавался и до сих пор издается в Ташкенте.
Еще один популярный слоган Ташкента — «Город дружбы». Есть и другие варианты: «Ташкент — город дружбы и мира» или «мира и дружбы» и даже, как поется в той же песне ансамбля «Ялла», «столица дружбы и тепла». Тема дружбы громко прозвучала также на фоне ташкентского землетрясения 1966 года и большой помощи в восстановлении города со стороны других республик бывшего Союза.
Думается, эти три слогана, указывающие на хлеб и гостеприимство, восточную яркость, дружбу, терпимость и миролюбие, хорошо описывают фундаментальный дух Ташкента. Но времена меняются, и сейчас назрела необходимость найти новый слоган, который учитывал бы старые, но сделал бы шаг вперед в создании привлекательного и стратегически значимого образа Ташкента. Это непростая задача, требующая осмысления его истории, культуры, потенциала и устремлений. И конечно же, наступило время создания логотипа столицы, который был бы красивым и вместе с тем понятным, запоминающимся и наполненным смыслом. Как уже было отмечено в статье «Страна как бренд», слоган и логотип города — важные инструменты его стратегии развития, позиционирования, брендинга, привлечения туристов и повышения конкурентоспособности.
Вспомним некоторые примеры позиционирования восточных городов посредством слоганов. Сеул, например, преподносит себя как «Дух Азии» (Soul of Asia), а Гонконг — как «Азиатский мировой город» (Asia's World City). В Ташкенте, конечно, есть много достопримечательностей, но лучше всего его дух выражают жители и культура. Ташкентцам присущи душевность и теплота, и благодаря этим их качествам столица всегда славилась открытостью, дружелюбием и гостеприимством. В современном мире, к сожалению, немало отчуждения между людьми. Не всем городам мира, поражающим красотой и великолепными архитектурными сооружениями, свойственна душевная теплота. Опираясь на свои особенности, Ташкент может занять уникальную нишу, позиционируя себя как «Город душевной теплоты».
Почему многие люди, волею судьбы выехавшие из Ташкента и ныне проживающие в других странах, испытывают ностальгию по нему? Потому что у Ташкента особый дух, своеобразная и притягательная культурная аура, которые складывались веками. Здесь проходил Великий шелковый путь, это был важный пункт пересечения культур и взаимообогащения народов Востока и Запада. На протяжении столетий наши предки общались с торговцами и посланниками, путешественниками и странствующими учеными, поэтами и мыслителями из разных стран, разговаривали на нескольких языках, вырабатывали в себе предприимчивость. И по сей день жители столицы ценят восточный базар, чайхану и неторопливое чаепитие, утренний плов и гостеприимство — атрибуты неповторимого образа восточного города.
Город, как живой организм, имеет свой ритм, жизненные циклы, время активности и покоя. У него есть дыхание, энергетика, самосознание, идентичность, облик, нравы, способы празднования или поминовения каких-то событий и реагирования на чрезвычайные происшествия. Отождествляя город с человеческим существом, мы наделяем его телом, личностью и духом. Порой тело вполне западное, а дух восточный. Именно это сочетание характерно для Ташкента. Хотя в нем расположено много мечетей, других памятников исламской архитектуры и колоритных базаров, большинство зданий, особенно в центральной части, имеют очертания, характерные для западной архитектуры. Это, прежде всего, относится к офисным и многоэтажным жилым зданиям. И все же, Ташкент — восточный город. В 2007 году он получил международное признание как столица исламской культуры для азиатского региона.
Что же делает Ташкент восточным? Прежде всего люди, социум. Ташкентское сообщество, как и любое другое, имеет свою специфическую культуру. Наш город традиционно является многонациональным и многоконфессиональным, и туристы нередко обращают внимание на антропологическое разнообразие лиц его жителей. Здесь, как и во многих азиатских городах, смешалось все: восточная поэзия и западная музыка, монголоидные лица и европейская одежда, нации и религии, коллективизм и индивидуализм, культурные традиции города и села. Однако это не хаотическая смесь, а определенная целостность, сотканная тонкими, но могучими нитями социальных отношений. Она вбирает в себя традиционалистские и модернистские тенденции, позволяя тем самым не отрываться от прошлого, но и не отставать от времени.
Город как культурный феномен несет свою историю и мифы, создаваемые и поддерживаемые его жителями. Истории и анекдоты, мифы и легенды являются существенной частью его живой атмосферы. Мы по праву можем гордиться легендами о древних воротах Ташкента или историей о подвиге семьи Шаахмеда и Бахри Шамахмудовых, усыновивших во время Второй мировой войны 15 сирот. Даже правдивые рассказы, став частью фольклора и обыденного сознания, приобретают мифологические элементы. Тем самым мифология превращается в часть городской реальности, украшая ее.
Do'stlaringiz bilan baham: |