Ситуация 1.
В центре города рядом со зданием, где располагается Управление здравоохранения и Институт гигиены питания, планируется построить военно-административное здание. В радиусе ста метров от места строительства находятся густонаселенные жилые кварталы, две больницы, пять церквей, строящийся театр и публичная библиотека. Специалисты-правоведы, о которых говорится в Конвенциях и Протоколах (ДП I, ст. 6), считают, что в новом здании не должна размещаться военно-административная служба. Тем не менее руководитель местной военно-административной службы утверждает, что лучше места для строительства этого здания не найти: именно здесь во время Второй мировой войны располагалось здание военно-административной службы. «В любом случае, - говорит он, - если возникнет напряженность, наша служба будет эвакуирована».
Вопросы:
1. Кто же прав - эксперты или глава военной администрации? (см. Женевские конвенции 1949 г., Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г. и приложение к ним; Положение о законах и обычаях сухопутной войны; Гаагскую конвенцию от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта).
2. Как следует поступить, учитывая положения, касающиеся размещения и защиты зданий?
Ответы:
Международное гуманитарное право гарантирует общую защиту гражданских объектов. В отношении таких объектов запрещается совершать акты насилия, нападения или репрессалии.
Гуманитарным правом предусмотрены также особые правила для обеспечения усиленной защиты конкретных гражданских объектов. Такая защита может быть связана с разрешением установить на этих объектах отличительную защитную эмблему. Эта защита обеспечивается положениями международного гуманитарного права, применимого как к международным, так и к немеждународным вооруженным конфликтам. Исследование об обычном международном гуманитарном праве, опубликованное МККК в 2005 году, признает, что эти положения имеют одинаковую силу в обоих типах конфликтов (за редким исключением, что указывается особо). Нормы, установленные МККК, обязательны, таким образом, для всех сторон конфликта, включая стороны, не подписывавшие соглашений, как например, негосударственные вооруженные группы.
Такая дополнительная защита касается:
— медицинских формирований и санитарно-транспортных средств (ЖПI, ст. 12 и 21; ЖПII, ст. 11; Нормы 28 и 29);
— культурных ценностей и мест отправления культа (ЖПI , ст. 53; ЖПII, ст. 16; Нормы 38-41)
— объектов, необходимых для выживания гражданского населения (ЖПI, ст. 54; ЖПII, ст. 14; Норма 54);
— природной среды (ЖПI, ст. 55; Нормы 43-45);
— установок и сооружений, содержащих опасные силы (ЖПII, ст. 15; ЖПI, ст. 56; Норма 42);
— необороняемые местности (ЖПI, ст. 59; Норма 37);
— демилитаризованные зоны (ЖПI, ст. 60; Норма 36).
Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными. Военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых дает явное военное преимущество. (ЖПI, ст. 52).
В случае сомнения по поводу объекта, который обычно предназначен для гражданских целей, как например, жилой дом, школа или место отправления культа, предполагается, что такой объект не используется для эффективной поддержки военных действий (ЖПI, ст. 52). В Норме 9 исследования МККК напоминается, что гражданскими объектами являются «все те объекты, которые не являются военными объектами»; а в Норме 10 говорится, что гражданские объекты пользуются защитой от нападения, «за исключением случаев и того периода времени, когда они становятся военными объектами». Эти нормы применимы и к международным и к немеждународным вооруженным конфликтам.
В статье 8-й Статута Международного Уголовного Суда, утвержденного 17 июля 1998 года в Риме и вступившего в силу 1 июля 2002 года, приводится список военных преступлений, которые, при определенных условиях, подпадают под юрисдикцию этого Суда. Это определение военных преступлений, совершенных во время внутригосударственных или международных вооруженных конфликтов, включает следующие элементы:
Факт совершения умышленных нападений:
— на объекты гражданского назначения;
— на объекты, используемые в рамках гуманитарной миссии или для поддержания мира (поскольку эти объекты имеют гражданский характер в соответствии с гарантиями права, регулирующего вооруженные конфликты);
— на санитарные сооружения и оборудование;
— зная о том, что они причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде, который по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу в целом, оказался бы явно чрезмерным;
— на города, деревни, жилые дома и здания, не пользующиеся защитой и не являющиеся военными объектами;
— на здания и объекты, предназначенные для религии, образования, искусства или науки, а также благотворительной деятельности, исторические памятники, больницы и места помощи раненым и больным, при условии, что эти здания не используются в военных целях.
Do'stlaringiz bilan baham: |