Темы лекционных занятий по дисциплине «Фольклористика»
Тема №1 "Фольклористика как филологическая дисциплина"
План:
1. Фольклор и фольклористика.
2. Поиск терминологического обозначения предмета.
3. История внедрения фольклористики в вузовскую систему.
Цель лекционного занятия: Дать студентам понятие о фольклоре, его особенностях, о целях и задачах фольклористики.
Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, устность, анонимность, коллективность, вариативность, традиционность, инклюзивность.
Методы лекционного занятия:
Лекция-беседа, интерактивный метод, метод дискуссии и т.п.
Инновационные средства, применяемые на практическом занятии:
Слайды, электронные таблицы, электронные учебные пособия.
Педагогические технологии: традиционные, мозговой штурм, кластер и др.
Хронологическая карта практического занятия:
1.Орг. момент – 2 мин.
2.Проверка усвоения предыдущего материала 8 мин.
3.Объяснение нового материала 60 мин.
4. Закрепление материала 10 мин.
Наука о фольклоре, т.е. народном творчестве называется фольклористикой. Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры
В зависимости от научных представлений о предмете фольклористики изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Фольклористика определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно фольклористика становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. фольклористика изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс.
Фольклор — вид культуры, носителем которой является каждый человек; фольклор слагается стихийно, никем не контролируется, не управляется. Фольклорные тексты безавторские (если и есть у текста автор, то он «теряется», когда текст становится произносимым многими и во множестве мест). Все, что пели и поют, рассказывали и рассказывают в устойчивых формах, а также все короткие фразы, шутки в виде формульных (клишированных) текстов и еще много другого входит в поле фольклора. Фольклор отражает темы, которые важны людям определенных эпох, коллективов, групп (даже самых немногочисленных). Фольклор — «...“это вся та чепуха”... которая никем не воспринимается всерьез, кроме самих фольклористов» [Богданов 2001: 77], — пошутил и тем не менее емко обозначил фольклорное пространство социальный антрополог Эллиот Оринг.
К восприятию явления «фольклор» студент-филолог приходит, как правило, уже подготовленным. Программа политературе для начальной и средней школы содержит ряд тем по изучению русского фольклора. Знакомясь с творчеством отдельных писателей, школьники без труда узнают в литературном произведении черты народных сказок, героического эпоса или исторической песни (например, черты фольклорной стилизации в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»), а когда речь литературных персонажей пестрит пословицами, поговорками, прибаутками — говорят о «фольклорности» речи персонажа.
На вопрос о том, что такое фольклор, любая аудитория — от школьной до вузовской — ответит: устное народное творчество. При этом чаще подразумевается, что это творчество связано с прошлым, с низовой культурой, или с культурой большинства: крестьян, рабочих, солдат — простого люда. С одной стороны, это верно, но есть и другая сторона вопроса.
Понятие «фольклор» и его специфические признаки — уст- мость, народность, традиционность, вариативность, ставшие хрестоматийными и как бы «окончательными», сегодня требуют пересмотра, или расширения, снятия категоричности.Отношение к собственно предмету «фольклор» и его функциональному и социальному статусу стало общим местом со знаком «плюс» в отечественном дискурсе XX в. Достаточно вспомнить хрестоматийные биографии русских писателей в школьных пособиях, разбор их творчества, где отношения с фольклором, обращение к фольклору, фольклорные стилизации маркируются исключительно позитивно. «“Народное” стало означать принадлежность к высшим художественным достижениям, к сокровищам, “памятникам”. Допускалось наличие в фольклоре противоречий, проявлений исторически объяснимых слабостей идейного порядка, влияний господствующей идеологии. Но нельзя было даже допустить мысли о существовании “антинародного” фольклора или фольклора, принадлежащего “ненародным” социальным группам и слоям» | Путилов 2003: 57]. А разновидность фольклорного творчества — «художественная самодеятельность» — живая и поныне, когда исполнители в сарафанах и косоворотках распевают народные песни, частушки, — до сих пор воспринимается как заповедник народной культуры в урбанизированном пространстве. Это несколько тенденциозное представление о фольклоре, так как народная культура — это не только песни крестьян, и эго не только то, что исполнялось прежде. Фольклор — это «творчество, принадлежащее всем и вместе с тем — никому в отдельности» [Богданов 2001: 61. Да и знак «плюс» в отношении к фольклору не повсеместен, не категоричен. Позитивная интенция не всегда свойство фольклора. Американский фольклорист Алан Дандес рассуждает по этому поводу: «Подозреваю, что, если спросить фольклористов, можно ли считать фольклор в целом позитивным фактором в культуре человечества, значительное большинство ответит на этот вопрос утвердительно. Удачно рассказанная сказка, хорошо спетая песня обычно доставляют радость как самим исполнителям, так и, как правило, их аудитории. <...> Однако важно иметь в виду, что существует также крайне деструктивный и даже опасный для жизни фольклор. Я имею в виду различные формы расистского и сексистского фольклора. Обычно социологи неохотно применяют оценочные суждения к исследуемому материалу...» [Дандес 2003: 204\. Фольклор, по мнению Дандеса, может действовать и как опасная и слишком действенная сила зла. Эти слова, возможно, звучат неожиданно, так как фольклор в отечественной культуре до недавнего времени маркировался исключительно позитивно.
Ряд отечественных фольклористов — Б. Н. Путилов, К.А. Богданов, С. Б. Адоньева, J1. Н. Виноградова и другие — последние полтора десятилетия говорят о необходимости существенного пересмотра сложившихся представлений о фольклоре.
Так что же такое фольклор — искусство? творчество? А может быть, и не творчество вовсе? По словам С. Б. Адоньевой, «значимая часть фольклора является творчеством не в большей мере, чем любая другая человеческая деятельность. Направление фольк- юрпого действия противоположно направлению действия творческого: творить — значит создавать новое, в то время как фольклор ориентирован на старое, на канон, на поддержание тради- 1шП" |Адоньева 2004: 3]. Патриарх отечественной фольклористики \.\ п. В. П.Аникин в «Теории фольклора» (2004) настаивает на юм. что «Фольклор — особое искусство» [Аникин 2004: 5|. Один и I авторов вузовского учебника по фольклору [Зуева, Кирдан 2001] и словаря-справочника по русскому фольклору Т. В.Зуева также пишет: «...фольклор важен как искусство слова» [Зуева 2002: 2661. )квивалентом слову фольклор в отечественной традиции стало словосочетание народное поэтическое творчество, где синоним поэтическое — художественное. «Филологическая фолькло- рис гика исследует совокупность устных художественных произведений...» [там же[. Логично предположить: раз есть народное творчество художественное, то есть и нехудожественное. Почему же исследуется только художественное и объектом какой науки яв- ияется нехудожественное народное творчество?
«Почему, собственно, категория искусства выступает как определяющий, интегрирующий фактор в проблеме установления ноля фольклора? — пишет отечественный фольклорист Б.Н.Путилов. — <...> Искусственно вычленяя собственно художественные составляющие, мы вольно или невольно обедняем эстетику народной жизни, упускаем из виду богатство и разнообразие ее “нерегулярных” проявлений» [Путилов 2003: 25—26] (курсив наш. — ). III ). В реальной жизни фольклор не всегда существует как искусство, не всегда имеет художественные цели и задачи, но при ном эстетическая сущность фольклора может в большей или меньшой степени обнаруживать себя или же отсутствовать вовсе.
Фольклор изначально функционален. Вспомните дидактические тексты учителей, помогающие ученикам лучше запомнить правила из учебников: «на за-ва-линке, из до-со-к» — при правописании наречий; мошенник ничего не делал и заработал нн, труженик всю жизнь трудился, а заработал и; посмотрите на окно и запомните: стеклянный, оловянный, деревянный. Эстетические качества фольклора могут возникать в процессе разного рода деятельности, повторяемости текстов.
Эстетизм как свойство фольклора не должен восприниматься категорично, скорее надо иметь в виду симбиоз эстетизма и прагматики, т. е. сочетание гармоничности, красоты текста и его практической значимости. «...Нелепо утверждать, что всякий фольклорный текст — шедевр, всякое фольклорное поучение — мудро...» [Богданов 2001: 5].
Множество явлений фольклора находится на грани искусства и неискусства. «Любые предметы — орудия груда, инструменты, утварь, одежда, постройки и т.д. и т.п. — при всей своей прагматической целесообразности так или иначе художественно окрашены и нередко могут рассматриваться и как произведения искусства. С другой стороны, художественные в собственном смысле слова явления в абсолютном своем большинстве повязаны с различными прагматическими функциями неэстетического плана» (Путилов 2003: 37— 38].
Когда возник фольклор? Наверное, тогда же, когда возникла и речь. Древние литературные тексты, изучаемые в школьном курсе литературы, например «Слово о полку Игореве», содержат мощный фольклорный слой, который нам известен по былинам, песням.
Фольклористика — наука о фольклоре — в отечественном пространстве складывалась таким образом (вплоть до последних десятилетий XX в.), что поле фольклора включало в себя традиционные жанры, как ушедшие из бытования (былины, сказки, лирические песни и проч.), так и живые, обладающие способностью к репродукции (колыбельные песни, пословицы, былички и др.). В последние десятилетия XX в. фольклористика «открыла» границы фольклора для новых, неканонических жанров (как игнорируемых прежде фольклористикой, так и совершенно «свежих»). Фольклор — «это и когда мать показывает дочери, как шить, вязать, прясть, плести, печь старинного рецепта пирог <,..> фольклор — это множество знаний, умений, мастерства, навыков и практики прошлого, которые передаются примером или словами от старых поколений к новым без посредничества книги, печати или школьного учителя. <„.> Речь идет о комплексе традиционных знаний, мастерства, опыта и о специфических способах передачи. При таком подходе признак художественности утрачивает свой определяющий смысл» [там же: 31].
Более логичным и универсальным будет подход к понятию и явлению «фольклор» как к виду культуры. Участники Четвертой Скандинавской конференции фольклорного архивоведения и документации определяют фольклор как традиционное знание. Это те формы, через которые фольклор передается. «Фольклор постоянно творится заново через исполнительские ситуации, обозначенные индивидуальными чертами. Фольклор сообщается главным образом через слова и действия, но даже в артефактах — таких как пища, одежда, произведения искусства и постройки — можно найти идеи и символы, которые являются фольклором...» [там же: 33]. Материальная культура включена в фольклор содержащимися в ней идеями. Другими словами, фольклор — это ментальная сфера культуры, она выражается в идеях и ментефактах (термин Путилова).
Фольклор — это явление как социальной жизни, так и факт нашего сознания, воображения — в целом своеобразная система — фольклорная действительность (термин Богданова), изменчивая, репродуктивная. К сфере фольклора относятся явления и факты вербальной духовной культуры.
Перспективно включить в сферу фольклора всю традиционною словесность, которая выражена в виде текста, словесных формул, повторяющихся выражений, слов, понятных, знакомых н привычных для данного коллектива.
Нели фольклор представить в виде некоего пространства, то оно складывается, по словам Богданова, из взаимодействующих и пересекающихся «подпространств», т.е. традиционных и не- 11>,1Диционных «фольклоров» — «школьного и тюремного, армейского и церковного, фольклора таксистов и пожарных, фут-
.пых фанов и онкологических больных и т.д.» [Богданов 2001:
Фольклор, будучи вербальным феноменом, представляет из « сои «культурное поле, не имеющее четких межей, и оно само состоит из множества субкультур, обладающих своими конкретными особенностями, связями, и поле это открыто» [Путилов ДЮЗ: 48].
Do'stlaringiz bilan baham: |