Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1 Информационная война – как составная
часть военных конфликтов……………………………………………….11
1.1 Теоретико-методологические основы
анализа информационной войны…………………………………………11
1.2 Информационное противостояние:
история и современность………………………………………………….14
1.3 Современные технологии ведения информационных войн………..28
2 Информационное противостояние в современных
военных конфликтов на примере Южной Осетии………………………41
2.1 Предпосылки грузино-южноосетинского конфликта……………...41
2.2 Информационная политика Российской Федерации в условиях
обострения военно-политической ситуации в Южной Осетии…………50
2.3 Грузино-южноосетинский конфликт как поле
информационного противостояния и давления на Российскую
Федерацию со стороны США, ЕС и Грузии……………………………..59
Заключение………………………………………………………………….75
Библиография……………………….……………………………………...78
Введение
Актуальность темы. Современный политический процесс характеризуется расширяющимся участием общественности в сфере массовой коммуникации. Этому способствует процесс глобализации информационных потоков, которые зачастую беспрепятственно проникают на суверенные территории. Фактически, наблюдается процесс повсеместной информатизации и возникновения всемирного информационного пространства. Наряду с положительными явлениями глобальной информатизации, более четко проступают очертания новых проблем. Прежде всего, это относится к сфере информационной безопасности и информационным войнам. Нельзя утверждать, что данные проблемы возникли только в условиях глобальной информатизации, но возникновение единого мирового информационного пространства позволило превратить его в еще одно поле противоборства как на международном уровне, так и на региональном. Используя свое информационное преимущество, отдельные государства или их союзы осуществляют информационное противоборство с менее сильными соперниками.
Необходимость исследования данной темы вызвана тем, что в настоящее время межгосударственные и межнациональные конфликты все чаще протекают в информационном поле. На мой взгляд, это связано с угрозой массового, в худшем случае — тотального, уничтожения людей из-за возможности применения оружия. Следствием перехода основной массы межгосударственных конфликтов от открыто-вооруженной стадии к скрытно-информационной является увеличение психологического давления на индивидуумов. При этом давление оказывается с нескольких сторон. Например, если одно из государств пытается внедрить выгодные для себя настроения в другом, а это, в свою очередь, вызывает ответную, защитную реакцию, то в результате граждане второго государства становятся точкой приложения серьезных усилий со стороны представителей власти обеих конфликтующих сторон.
Проблематика информационных войн носит междисциплинарный характер. Как научное направление она имеет несколько аспектов, в частности, управленческий, экономический, организационно-технический, психологический, правовой, культурологический и иные. Однако за последнее время, когда в геополитическом пространстве мира информационные технологии и информация в целом получили определяющее значение, политический аспект изучения информационных войн играет главную роль.
Для Российской Федерации информационная политика является дополнительным мощным ресурсом в осуществлении модернизации страны и решении многих текущих внутренних и внешних проблем. Однако в этой сфере у России нет стратегического задела на несколько лет.
Вполне очевиден тот факт, что отставание страны в области технологий информационной политики не может содействовать успеху в решении поставленных задач. Ликвидировать отставание в данной области, как на теоретическом, так и на практическом уровне, возможно только при изучении мирового опыта субъектов противоборства в информационной сфере.
Не является секретом, что наше государство является участником подобных конфликтов. Причем зачастую оно занимает далеко не выгодную для себя позицию, что отрицательно сказывается на менталитете его граждан. Для того, чтобы снизить уровень психологического давления в ходе таких конфликтов, необходим, прежде всего, тщательный анализ складывающейся ситуации, знание закономерностей происходящих процессов и выработка адекватных мер по минимизации негативных последствий.
В современных условиях наряду с географическим формируется новое — электронное пространство. Традиционные противостояния между государствами осуществляются как в физическом, так и в новом — виртуальном, или киберпространстве. Сейчас становится все более очевидным, что несмотря на существование тенденции к унификации социокультурных процессов и к расширению экономического и военного сотрудничества на фоне геополитических изменений, происшедших в течение 1980-90-х гг. (развал СССР и социалистического лагеря, гражданские и этнические войны, меняющие границы государств и т. д.) идеологическое противостояние соперников по «холодной войне» осталось. Безусловно, в конце XX — начале XXI века оно видоизменилось, как и традиционные формы классических идеологий. После падения «железного занавеса» и провозглашения «деидеологизации» международных отношений, политики СССР, а затем и России, предполагалось глобальное политическое сотрудничество, а значит, ослабление столкновений в области политики и идеологии. Тем не менее, конфликты идеологий не исчезли, но латентный характер их протекания не способствует активному изучению этого явления.
В таких условиях «мирные» институты (средства массовой коммуникации) являются проводниками различных идеологий и оружием в войнах нового поколения — «информационных», которые, в свою очередь, могут, рассматриваться как реализация конфликтов идеологий. Появляются современные термины: «информационные войны», «стратегии информирования», «информационная безопасность» и пр., но пока отсутствуют дефиниции этих понятий, как научные, так и правовые.
Do'stlaringiz bilan baham: |