В конце XII – начале XIII веков государство Хорезмшахов, занимающее огромную территорию, оказалось на грани реальной перспективы монгольского вторжения. Культурный и экономический уровень монголов был ниже, чем у народов Средней Азии, но глубокие внутренние противоречия в государстве Хорезмшахов способствовали дестабилизации обстановки в стране. Обо всём этом был хорошо осведомлён Чингисхан, тщательно готовившийся к походу в Среднюю Азию. После прихода к власти в 1206 году ему удалось создать сильную армию и мощный государственно-административный аппарат. Предлогом для начала военных действий стала гибель в Отраре торгового каравана из 450 купцов, посланного Чингисханом.
Осенью 1219 года монгольские войска вторглись на территорию государства Хорезмшахов. Нашествие Чингисхана наглядно показало военную и политическую слабость страны, которой в этот период правил Мухаммад. Его старший сын Джалалиддин Мангуберды предложил сконцентрировать войска в одном месте и дать отпор завоевателям. Но Мухаммад приказал срочно укреплять отдельные города, и огромное войско фактически рассеялось и было распылено по крупным и малым городам. Это была глубоко ошибочная тактика. Монголы завоёвывали один город за другим. И это было неудивительно – ведь по приказу Чингисхана было налажено производство тяжёлых камнемётных и стенобитных орудий под руководством выведенных из Китая специалистов после военных действий в Китае в 1211–1215 гг. По тем временам это было самое современное оружие.
Важно отметить, что тяжелейшее положение государства усугублялось придворными интригами. Так, мать Джалалиддина Айчичек была в немилости. Бразды правления крепко держала бабушка Джалалиддина Мангуберды, мать Хорезмшаха Туркан-хатун. Благодаря её влиянию наследником престола вопреки традиции стал не Джалалиддин, а младший сын Мухаммада Узлагхан, хотя тяжело больной Мухаммад, бежавший под натиском врага на Каспий, объявил Джалалиддина наследником престола и вручил старшему сыну свой меч. Но придворная знать отказалась признать нового правителя.
Собрав 300 преданных воинов, Джалалиддин выехал в Хорасан. В округе Нисы (древний город вблизи нынешнего Ашгабада) небольшому отряду удалось одержать победу над монгольским отрядом из 700 человек. Эта победа вдохновила народ. Начались антимонгольские выступления. Чингисхан вынужден был отправить в Хорасан специальный отряд.
Летописцы-современники описывали подвиги бесстрашного полководца. После победы у Нисы монголам были нанесены сокрушительные поражения в Кандагаре, у крепости Валиян, вблизи Чарикара. Встревоженный Чингисхан посылает 45-тысячное войско во главе со своим приёмным братом – именитым военачальником Шиги Кутугу. Вблизи города Газни произошло сражение, длившееся несколько дней! Это была великолепная победа, одержанная мужественными воинами во главе с отважным Джалалиддином Мангуберды. Только горстка монголов вместе с Шиги Кутугу сумела спастись и добраться до главного монгольского стана. Это было первое поражение Шиги Кутугу, который до этого одерживал только победы. И тогда Чингисхан принимает решение лично возглавить войско и уничтожить Джалалиддина Мангуберды, который в это время находился в тяжелейшем положении. В армии начались раздоры, военачальники Сайфитдин Аграк, Аъзам Малик, Музаффар Малик, имевшие в своём подчинении каждый по 30 тысяч воинов, покинули Джалалиддина. Позднее они все погибли в боях с монголами.
Молодой предводитель, понимая, что в сложившейся ситуации силы слишком неравны, принимает решение уйти к реке Инд. Там и настиг Чингисхан небольшой отряд под командованием Джалалиддина Мангуберды. Схватка была жестокой и неравной. Джалалиддину удалось прорваться через плотное кольцо врагов, и он прямо на коне бросился с обрыва в Инд. Переплыв реку, он с другого берега погрозил монголам своим мечом и скрылся. По преданию, Чингисхан тогда воскликнул: «Вот таким должен быть у отца сын!». Это было 24 ноября 1221 года.
Джалалиддин Мангуберды собрал новое войско. Четыре года он сражался с монголами в Индии. Он отправил в Грузию послов с предложением совместно выступить против монголов. Однако грузинская царица Русудан отклонила это предложение.
В 1227 году Джалалиддин одержал две крупные победы, разбив монгольские войска близ Рея и у Исфахана. Он пытался создать мощный союз для борьбы с монгольскими захватчиками. Известно, что его сестра Хан-Султан, захваченная в 1220 году сыном Чингисхана Джучи и имевшая от него ребёнка, предлагала Джалалиддину сотрудничество с монголами и принять во владения земли близ Амударьи, но это предложение осталось без ответа.
А между тем правители Малой Азии, Сирии и ряда мелких государств создали коалицию против Джалалиддина Мангуберды. Его войска были разбиты, причём «помогло» в этом 30-тысячное монгольское войско, возглавляемое известным военачальником Чармаганом. Тяжелораненый в бою, Джалалиддин скрылся в горах Курдистана, где погиб в 1231 году. Оставшиеся в живых воины, узнав о гибели Джалалиддина, по преданию, рвали на себе от горя волосы и царапали лица. Скорбная весть распространилась среди населения завоёванных монголами стран.
Дядя Хорезмшаха Утур-хан опознал Джалалиддина. Его тело погребли ночью близ Майафарикина и сравняли могилу, чтобы монголы не надругались над телом.
По преданию, когда одному из бывших противников Джалалиддина – ал-Малику ал-Ашрафу сообщили радостную для него весть о гибели Хорезмшаха, он ответил: «Вы поздравляете меня с его смертью? Но вы будете пожинать последствия этого… Ибо… теперь нет подобного Хорезмшаху, который был стеной между нами и Гогом и Магомедом (то есть монголами)».
Смуглый, небольшого роста, серьёзный и немногословный Джалалиддин Мангуберды по храбрости был «… лев среди львов и самый отважный среди своих смельчаков-всадников». С потрясающим упорством он самоотверженно боролся с монгольскими завоевателями. Он, «… как факел, горя во мгле, не сошёл с пути», отдав свою жизнь за свободу родины от захватчиков. Народ хранит память о нём, с благодарностью произносит его имя.
В 1999 году Национальный банк Республики Узбекистан выпустил в обращение монеты номиналом в 25 сум с изображением Джалалиддина Мангуберды.
Хочется привести строки Абу Тамма, который будто имел в виду именно Джалалиддина Мангуберды, когда сказал: «Он пал под ударами копья и меча, но смерть его обернулась победой, хотя победа миновала его…».
Победили любовь к родине, мужество, смелость, отвага, бесстрашие и самоотверженность – это слагаемые жизненной позиции Джалалиддина Мангуберды, это те принципы, которые были и будут вечны во все време
1198–1231
ДЖАЛАЛИДДИН МАНГУБЕРДЫ
( Джалалиддин ибн Алавуддин Махаммад)
(К 810-летию со дня рождения)
Особое место среди тех, кого помнят по благородным поступкам, занимают самоотверженные борцы за свободу и независимость своего народа. Именно таким человеком вошел в историю Узбекистана народный герой, талантливый полководец и отважный патриот султан Джалалиддин Мангуберды . Его великое имя связано с тяжелыми годами, когда на территорию Средней Азии напал Чингисхан. О недолгой, но яркой жизни этого мужественного человека рассказал в своей книге «Жизнеописание Джалалиддина Мангуберды » Шихааб ад-дин Мухаммад ан-Насави, состоявший при султане личным секретарем (муниш).
Джалалиддин родился в 1198 году. Он был старшим сыном хорезмшаха и султана Ала ад-дина Мухаммада.
Когда накануне вторжения монголов перед хорезмшахом встал вопрос о разделении земель между сыновьями, он под влиянием своей матери отдает престол младшему сыну Кутб ад-дину Узлагу. Но в 1220 году, не выдержав испытаний, вынужденный скрываться от врагов вблизи Каспийского моря, Ала ад-дин Мухаммад перед смертью меняет свое решение. Он назначает наследником престола сына Джалалиддина Мангуберды , надеясь, что тот отомстит за его печальный конец.
Джалалиддин Мангуберды , уже будучи хорезмшахом, неоднократно одерживает победу, разбивая вражеские войска монголов. Но в лагере султана постепенно начинаются распри между военачальниками при дележе добычи. Это привело к тому, что Мангуберды вынужден был отступить и бежать к берегам реки Синд от настигавшего его Чингисхана. Здесь разгорелось жестокое сражение. Монголы постепенно сужали кольцо вокруг Джалалиддина Мангуберды . Большая часть его войска была изрублена, погибли почти все эмиры. На третий день сражения (25 ноября 1221 г.) Мангуберды , поняв, что спасения от плена нет, в полном снаряжении бросился с конем в воду и чудом переплыл на другой берег.
Джалалиддин отправляется в Индию, где подчиняет себе северные владения, затем в Ирак, Азербайджан и Арран. Он правит Азербайджаном, Ширваном и Грузией вплоть до середины 1231 года. Все это время султан не переставал предпринимать попытки вернуть независимость хорезмийскому народу. Но постепенно против него создается коалиция противников, и он начинает терять власть. Поэтому, когда в 1231 году монголы вторглись в Азербайджан, Джалалиддин обратился за помощью, но никто не ответил на его призыв. Он вынужден был отправиться в Малую Азию. Около селения Айн-Дар Джалалиддин Мангуберды был схвачен курдами и убит. Так в середине августа 1231 года погиб выдающийся полководец.
Прошло много лет, а память об этом великом человеке до сих пор продолжает жить в людских сердцах. В настоящее время создан Фонд имени Джалалиддина Мангуберды , издано множество книг, рассказывающих о его жизни, проводятся научные конференции. В Ургенче построен мемориальный комплекс Д. Мангуберды .
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, выступивший на торжествах по случаю 800-летия со дня рождения последнего хорезмшаха, отметил тот неоценимый вклад в борьбу за освобождение народа, который наш великий предок сумел внести за свою короткую, но такую яркую жизнь.
Do'stlaringiz bilan baham: |