ПСИХОЛОГОС
Психологические особенности делинквентных подростков — воспитанников пенитенциарных учреждений
Статья посвящена эмпирическому исследованию направленности личности современных подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Анализируются психологические особенности воспитанников до и после коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: подросток; деликвентное поведение; коррекционно-развивающая программа.
А.Б. Протасов
С.Н. Сорокоумова
последнее время значительно увеличилось количество подростков с делинквентным поведением. В связи с этим исследования, посвящённые этой проблематике, относятся к числу приоритетных задач в психологической науке и педагогической практике [1].
Для исследования направленности личности делинквентных подростков мы обозначили наиболее надёжные способы получения объективной информации о психологических особенностях этой категории детей с возможностью выявления склонности к девиантному и агрессивному поведению, реальной структуры ценностно-нормативной сферы, а также специфике их эмоционально-волевых характеристик
, которые в ситуациях выбора подростка могут спровоцировать возникновение отклоняющихся форм поведения.
В проводимом исследовании принимали участие подростки, находящиеся в пенитенциарных учреждениях, и их сверстники из средних общеобразовательных школ.
При проведении исследования нами был использован психодиагностический комплекс, состоящий из следующих методик: Фрей- бургская анкета агрессивности, шкала изучения своей компетентности (С. Хартер в модификации Н.С. Чернышевой), опросник по изучению
ценностей личности (Ш. Шварц), эмоциональная направленность личности (Б.И. Додонов), диагностика склонности к отклоняющемуся поведению СОП (А.Н. Орёл) [2].
Количественный анализ осуществлялся с использованием критерия углового преобразования Фишера, обработка осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS 12.0 [3].
Исследование показало, что подростки, находящиеся в пенитенциарном учреждении, проявляют по сравнению со школьниками из общеобразовательных школ склонность к агрессии и агрессивному поведению. Фрейбургская анкета позволила определить общий «фон», на котором осуществляется каждодневное общение с подростком, и прогнозировать степень фрустрированности образовательно-воспитательной среды для ребёнка.
При проведении диагностики дифференцированной самооценки по методике С. Хартера было выявлено, что для асоциальных подростков характерен низкий уровень познавательной активности и низкий уровень усвоения знаний по сравнению с обычными школьниками, им труднее удаётся устанавливать контакты со сверстниками, если только они не являются частью их криминального окружения.
В ходе исследования ценностного профиля личности по методике Ш. Шварца удалось выявить тождественные данные как для несовершеннолетних правонарушителей, так и для подростков из обычных школ. Для исследуемой выборки детей было характерно стремление к новизне и глубоким переживаниям. Современные подростки пытаются максимально получать удовольствие от жизни, у них высокий уровень потребности в автономности и независимости, что мы отчасти объясняем спецификой подросткового возраста, однако при этом для асоциальных подростков характерны более низкие коммуникативные качества, а также низкие познавательная активность и стремление к получению новых знаний.
Результаты методики СОП по исследованию склонности к отклоняющемуся поведению показали, что для асоциальных подростков характерно противопоставлять собственные нормы и ценности групповым.
Итак, по результатам эмпирического исследования нами получены и систематизированы данные, подтверждающие статистически значимые различия среди подростков, воспитывающихся в разных условиях в эмоционально-волевой, ценностно-нормативной и интеллектуальной сферах, что привело нас к разработке системы мероприятий коррекционно-развивающего характера.
Подростки обеих групп приняли участие в коррекционно-развивающей программе, направленной на осознание и рефлексию выявленных особенностей и саморегуляцию поведения. По её реализации нами были получены статистически значимые различия по использованным нами диагностическим методикам.
Так, по методике склонности личности к отклоняющемуся поведению показатель «волевой самоконтроль» у подростков с делик- вентным характером поведения стал превышать норму. В то же время у учащихся школ данной динамики не обнаружено. Таким образом, в процессе специально организованного обучения произошло формирование волевого самоконтроля. Вероятно, асоциальность поведения связывается с нарушением механизмов волевой саморегуляции, где снижение данных механизмов, особенно в подростковом возрасте, приводит к формированию устойчивых асоциальных форм поведения. В то же время мы можем наблюдать, что в обеих экспериментальных группах обнаружена позитивная динамика снижения агрессии на уровне выше нормы. Так, у асоциальных подростков наблюдалось снижение динамики выше нормы (с 73,56 до 55,27%). Точно таким же уровнем статистической достоверности представлено снижение выраженной агрессивности у подростков с просоциальным типом поведения — если на начало эксперимента выраженная агрессивность проявлялась у 62,78% учащихся, отнесённых к контрольной группе, то по окончании эксперимента процент выраженной агрессивности снизился до 42,7%. Таким образом, в результате специально организованной коррекционно-развивающей работы, на наш взгляд, на фоне динамики волевого самоконтроля и развития высших форм саморегуляции у подростков, отнесённых к асоциальным, произошло снижение выраженной агрессивности, в то время как у подростков с просоциальным поведением произошло снижение уровня агрессивности в социально приемлемых формах.
Рассматривая следующие характеристики, мы можем отметить, что по методике Б.И. Додонова выявлено повышение показателей коммуникативной направленности. Так, если на начало исследования асоциальные подростки обладали низким уровнем развития коммуникативной направленности — 46,88%, — то после обучающего эксперимента произошло снижение данного показателя до 66,68% (р s 0,01), что указывает на то, что развивающая работа в этом направлении повышает компетентность детей. Для подростков с нормальным уровнем социализации не обнаружено статистически значимых различий, из чего можно сделать вывод, что низкая коммуникативная компетентность является одним из показателей формирования асоциального типа поведения и амплификация сферы общения детей, а также залогом адаптации подростков, склонных к асоциальным формам поведения.
Анализируя результаты методики Ш. Шварца, мы отмечаем положительную статистически значимую динамику по показателю «Достижение». То есть в процессе специально организованного воздействия подростки получали возможность формирования и закрепления опыта позитивных достижений, которые и легли в основу адаптивных механизмов на уровне ценностей. Подростки могли уже достигать каких-то результатов, знали критерии оценки их достижений и чётко могли фиксировать элементы роста собственного развития. Другой стороной ценностных оснований к формированию социально одобряемого поведения для подростков из асоциальной среды явилось формирование повышения ценности «Безопасность». Так, на уровне ниже нормы произошло уменьшение показателей, а на уровне нормы — увеличение, то есть эта ценность связана с осознанием способов оценки личности и принятием критериев её оценки, с умением вырабатывать данные критерии, которые были опробованы и освоены в процессе специально организованного обучения и опыта рефлексии подростков.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы на уровне ценностей для подростков из асоциальной группы произошли изменения. Наблюдалась позитивная динамика на уровне ценностей достижения и ценностей безопасности, которые обеспечивают принятие окружающего мира и являются основанием доверия и социального развития подростков. В то же время для школьников статистически значимой динамики не обнаружено, однако наблюдалась положительная динамика показателей как на уровне достижения, так и на уровне безопасности.
Следующей характеристикой, важной для понимания эффективности специально организованной эффективной социализации подростков, являлась методика С. Хартера, где в группах подростков была обнаружена динамика компетентности в общении со сверстниками как в асоциальной группе (от 24,13 до 42,1%, р < 0,01), так и в просо- циальной группе (от 25,53 до 43,82%, р < 0,01).
В процессе эффективной формирующей работы в первую очередь мы учитывали ведущий вид деятельности подростков. Компетентность общения подростков со сверстниками заключалась в умении взаимодействовать и находить адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться и вести конструктивные переговоры.
Говоря об эффективности экспериментальной работы, мы можем констатировать, что подростки получили возможность быть ближе друг к другу, получили позитивный опыт общения и взаимодействия со сверстниками, что в дальнейшем способствовало социально-адаптированному поведению и социализации подростков при выходе из пенитенциарного заведения.
Также необходимо отметить необходимость проведения различного рода развивающих мероприятий, которые проводились бы не только для подростков из пенитенциарных учреждений, но и для их сверстников, которые ещё не встали на криминальный путь.
Do'stlaringiz bilan baham: |