Среднерусские говоры
Среднеру́сские (средневеликору́сские) го́воры — условное объединение говоров русского языка, локализованных на территории его первичного образования между северным и южным наречиями, часть из которых стала основой формирования русского литературного языка.
Среднерусские говоры являются особой величиной в русской диалектологии, они не рассматриваются в одном ряду с наречиями русского языка, так как не имеют собственных языковых черт, которые бы охватывали всю их территорию, а только лишь объединяют в себе некоторые из севернорусских и южнорусских диалектных признаков, не составляя единого целого[3] и образуя между двумя наречиями группы переходных (межзональных) говоров. Ареал среднерусских говоров разделяется на две части — западную и восточную, говоры запада и востока, восходящие генетически к разным диалектам древнерусского языка, значительно отличаются друг от друга, их внутренние подразделения также имеют разнородную характеристику, включающую в том числе и различия по важнейшему для русских говоров признаку — характеру безударного вокализма. Носителями среднерусских говоров являются прежде всего жители сельской местности, речь большинства из них в разной степени подвержена влиянию литературного языка.
В целом среднерусским говорам присущи такие основные языковые черты, как смычно-взрывное образование задненёбной звонкой фонемы (севернорусская черта) и неразличение гласных во втором предударном и заударных слогах после твёрдых согласных (южнорусская черта), одновременно являющиеся и чертами литературной нормы.
Принципы определения среднерусских говоров
Основной определяющий принцип, по которому выделяются среднерусские говоры, — сочетание в языковых системах этих говоров диалектных черт северного и южного наречий.
В наречия в русском языке объединены говоры только тех территорий, где полностью совмещаются ареалы явлений, характерных для данных диалектных единиц, и исключается распространение явлений противоположного наречия. Вследствие того, что контуры и охват каждого из ареалов неодинаковы, часть их выходит за границу полного совмещения. Окраинные части ареалов противоположных наречий взаимопересекаются, образуя территорию, которая в состав наречий не включается. Таким образом, области распространения наречий локализуются в более северной и более южной частях территории русских говоров раннего формирования, а в центральной части между наречиями образуется промежуточная территория, где совмещаются языковые черты севернорусского и южнорусского наречий. Исходя из такого принципа определения наречий, принятого в русской диалектологии, границу между ними невозможно провести по одной черте — наречия разделяются широкой полосой говоров. Данные говоры, которые сложно однозначно отнести к какому-либо из наречий, выделены в особые среднерусские говоры. По причине отсутствия единого для всех среднерусских говоров комплекса диалектных черт, несмотря на большую занимаемую ими территорию, они не могут характеризоваться как одно из наречий. Тем не менее, среднерусские говоры отмечаются как особая величина, одна из основных единиц в системе диалектного членения русского языка (наряду с северным и южным наречиями, хотя и не равная им).
Среднерусские говоры полностью охватываются лишь небольшой частью диалектных явлений, основная их часть, принадлежа окраинным ареалам диалектных явлений обоих наречий, неравномерно совмещается и создаёт большое разнообразие сочетаний (например, одни диалектные явления северного наречия могут заходить на среднерусскую территорию южнее, чем другие; а явления южного наречия могут по-разному продвигаться на север, изоглоссы диалектных явлений также могут смещаться к западу или к востоку и образовывать обособленные островные ареалы).
Do'stlaringiz bilan baham: |