Реферат
Тема: Движение джадидов в Туркестане, сущность и значение их идей и просветительских взглядов.
по курсу: История
тема: Джадидизм
План
Джадидизм .
Джадидизм в Туркестане в начале XX в., его сущность и значение
Февральская революция 1917 года и народы Туркестана
Заключение
Литература
Джадидизм
Джадидизм (от араб. усул-и-джадид — новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. В Средней Азии в период Революции 1905—07 и в последующие годы Джадидизм вышел из первоначальных культурнических рамок и приобрёл ярко выраженную окраску буржуазно-либерального, контрреволюционного политического движения и идеологического течения. Социальной базой Джадидизм были преимущественно буржуазные слои населения Средней Азии и часть национальной интеллигенции. Джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с татарскими и азербайджанскими пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революционных выступлений.
Среднеазиатский Джадидизм до 1917 не сумел приобрести определённых организационных форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации некоторых феодальных пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религиозных школ, за приспособление ислама к буржуазному развитию национальных окраин Российской империи и потребностям национальной буржуазии. Но определённой программы, как и руководящего центра и устава, джадиды не имели. Они группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, которые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т.п. К ним временами примыкали отдельные представители демократической интеллигенции (например, Хамза Хаким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Джадидизм как политическим течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Джадидизм в Средней Азии оказала буржуазная младотурецкая Революция 1908. После Февральской революции 1917 джадиды создали свои националистические партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младобухарскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Октябрьской революции 1917 джадиды были в числе организаторов Гражданской войны против Советской власти, вдохновителями реакционной так называемой «Кокандской автономии», вступали в соглашение с русскими белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С установлением Советской власти в Средней Азии Джадидизм был ликвидирован.
Становление и развитие идеологии джадидизма. Восстание 1916 года. В конце XIX века в недрах туркестанского общества исподволь зреет новая сила, которой суждено будет сыграть чрезвычайно важную роль в общественно-политической жизни края. Эта мощная общественная сила была представлена в лице местных интеллектуалов-прогрессистов, объединенных в движение известное, как джадидизм (от арабского слова “джадид”-”новый, новое”). Важнейшим толчком для возникновения и развития джадидизма в Туркестане послужили два фактора: внутренний и внешний. Первый фактор - колониальная и антинациональная политика царизма, проводимая в крае. Второй - реформаторские процессы, происходящие в этот период в Турции, Египте и других странах Востока. В конце XIX века - начале ХХ века туркестанские прогрессисты-джадиды (Абдулкадыр Шакури, Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Мунаввар Кары и другие) - представители национальной интеллигенции и просвещенного духовенства, начали сознавать, что в условиях колониальной отторгнутости, неудач отдельных, разрозненных восстаний, невежества и нетерпимости невозможно уже ожидать духовного и национального возрождения. В первый период своей деятельности джадиды сосредоточили основное внимание на реализации религиозно-реформаторских и просветительских изысканий. В их теоретических произведениях мы находим призыв: восстановить былое могущество мусульманских народов через упрощение традиционных обрядов и освобождение от всего наносного и фанатичного. Они предлагали пересмотреть традиционную общественно-философскую систему не только с позиций развития культуры, науки и образования, но (и это главное) в свете задач антиколониальной борьбы. Они выступили инициаторами создания новометодных школ со звуковой системой обучения, позволяющей за короткий срок научиться читать и писать, что по-старому буквослагательному методу конфессиональных школ требовало, конечно же, более длительного времени. В новометодных школах изменения коснулись и самой программы преподавания, в которую были включены: история, арифметика, география, родной язык и другие предметы. Заметное воздействие на идеологические воззрения туркестанских прогрессистов в этот период оказывали взгляды выдающихся философов-просветителей и реформаторов Востока, таких как Джамаль ад-Дин аль-Афгани (известный афганский общественный деятель), Мухаммад Абдух (египетский ученый), Исмаил Гаспринский (крымско-татарский просветитель) и др. Особо большой популярностью среди туркестанских прогрессистов пользовались публикации И.Гаспринского, которого позднее стали называть основателем “русского джадидизма”.
Издававшаяся в Бахчисарае И.Гаспринским газета “Таржимон” с 1833 года стала трибуной пропаганды просветительских идей и получила широкое признание в Туркестане, а также в Бухаре и Хиве. В начале ХХ века джадиды постоянно выписывают, несмотря на цензуру, различные газеты и журналы, как из восточных районов Российской империи (“Таржимон” из Бахчисарая, “Вакт” и “Юлдуз” из Казани, “Мулла Насреддин” из Тифлиса), так и из сопредельных стран (“Сиротил мустаким” из Турции, “Сиродж-уль-Ахбар” из Афганистана и др.). Массовый наплыв из “пробуждающейся” Азии прогрессивной литературы вдохновлял джадидов на издание и развитие местной периодики. Начинают выходить десятки различных газет и журналов во всех крупных городах региона (“Таракки”, “Шухрат”, “Хуршид”, “Садои-Туркистон” в Ташкенте; “Самарканд”, “Ойина” в Самарканде; “Турон”, “Бухорои-Шариф” в Бухаре; “Садои-Фаргона” в Коканде и др.). Среди редакторов и активных сотрудников этих изданий были наиболее видные представители туркестанской общественности: М.Бехбуди, М.Кори, У.Ходжаев, Т.Норбутабеков, А.Авлони, К.Норбеков. Ш.Рахими, М.Пошшаходжаев и др. Через свои издания джадиды Туркестана знакомили читателей с теми событиями, которые происходили в России и в мире; делились своими мыслями о необходимости расширения сети новометодных школ, подготовки национальных кадров, развитии торговли, банковского дела, промышленности, сельского хозяйства; писали об эмансипации женщин, и естественно, подспудно выражали свое недовольство колониальной политикой царизма. В целом, они прилагали огромные усилия для подъема национального и политического самосознания местных народов. Но не только передовая зарубежная и национальная пресса способствовала активизации политической жизни в Туркестане.
В этот период по инициативе прогрессистов создаются первые общественно-политические организации: “Гайрат”, “Тараккийпарвар”, “Турон” и др. Их количество особенно увеличивается в годы первой мировой войны, когда небывалого размаха достигают революционные процессы в метрополиях и колониях, и усиливаются антиколониальные (антироссийские) настроения в самом Туркестане. С началом 1-й мировой войны (1914-1918 гг.) начинается новая полоса в истории освободительного движения народов Средней Азии. Война еще более подорвала экономику края. Царское правительство в виду сокращения ввоза в Россию заграничного хлопка, установило на него твердые цены, что вызвало недовольство дехкан. Началось массовое уклонение от сдачи хлопка. Кроме того, если к 1916 году цены на хлопок поднялись на 50%, то на хлеб - на 400%. Этот разрыв между ценами вел к обнищанию дехкан. Привоз хлеба из Оренбургской губернии и Северного Кавказа становился все более затруднительным, а к концу 1916 г. почти прекратился, наступил голод. Одновременно увеличивались налоги. Население продавало за бесценок клочки своих земель, многие участки пошли с молотка за неуплату по долгам. В несколько раз повысились цены на рис, мясо, сахар, жиры, обувь, мануфактуру. Дороговизна увеличивалась и в связи со сборами на нужды армии. У населения стали отбирать лошадей, реквизировать повозки и т.д. Все это вызвало стихийные широкомасштабные волнения населения края. Кульминацией национально-освободительного движения накануне Февральской революции, безусловно, было восстание 1916 года. Поводом к нему послужил указ царского правительства от 25 июня 1916 г. “О привлечении мужского инородческого населения на тыловые работы”. На его основе мужское население в возрасте от 19 до 31 года в количестве свыше 200 тыс. человек мобилизовывалось на тыловые работы в прифронтовые районы. Целью указа являлось обеспечение рабочей силой ряда оборонительных сооружений, военных предприятий; расширение возможности призыва на фронт русских рабочих, занятых на этих работах и предприятиях, путем замены их на “инородцев”.
Порядок проведения набора тыловых рабочих носил ярко выраженный колониальный характер, сопровождавшийся грубыми нарушениями элементарных гражданских прав коренного населения. Первое открытое проявление недовольства народа началось 3-4 июля 1916 года в Ходженте.
Весть о событиях в Ходженте облетела весь Туркестан. Восстание перекинулось в Самаркандскую и Ферганскую области. В акциях сопротивления приняло участие коренное население городов и кишлаков - рабочие, ремесленники, дехкане, национальная интеллигенция, представители духовенства и других социальных групп. Наиболее крупное выступление произошло в Джизаке (13-21 июля), в котором участвовало несколько тысяч человек. Восставшие в Джизаке выдвигали наиболее радикальные политические требования. Они выступали не только против мобилизации на тыловые работы, но и предлагали изгнать колонизаторов из края. Власти были чрезвычайно встревожены развертывавшимся по всему краю народным движением и стали принимать экстренные меры по подавлению восстания. Против восставших были брошены большие карательные отряды. Начался разгул репрессий. Всего было арестовано более 3 тыс. человек, из них 347 были приговорены к смертной казни (казнены 51 человек), другие отправлены в ссылку, в арестантские роты и в тюрьмы. Среди важнейших причин поражения восстания можно отметить: военное и материальное превосходство царской империи, отсутствие у восставших централизованного руководства, целенаправленных действий и стихийность выступлений. В то же время уроки восстания 1916 года послужили серьезной школой в подготовке дальнейшей борьбы уже против советской власти. От примитивных способов сопротивления против колониальной власти и ее военных сил в ходе восстания 1916 года, народы Туркестана, на следующем этапе национально-освободительного движения, перешли к более организованной борьбе, имеющей четкий план действия, идейных вдохновителей и признанных лидеров.
Джадидизм (от араб. усул-и-джадид — новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. В Средней Азии в период Революции 1905—07 и в последующие годы Джадидизм вышел из первоначальных культурнических рамок и приобрёл ярко выраженную окраску буржуазно-либерального, контрреволюционного политического движения и идеологического течения. Социальной базой Джадидизм были преимущественно буржуазные слои населения Средней Азии и часть национальной интеллигенции. Джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с татарскими и азербайджанскими пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революционных выступлений.
Среднеазиатский Джадидизм до 1917 не сумел приобрести определённых организационных форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации некоторых феодальных пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религиозных школ, за приспособление ислама к буржуазному развитию национальных окраин Российской империи и потребностям национальной буржуазии. Но определённой программы, как и руководящего центра и устава, джадиды не имели. Они группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, которые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т.п. К ним временами примыкали отдельные представители демократической интеллигенции (например, Хамза Хаким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Джадидизм как политическим течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Джадидизм в Средней Азии оказала буржуазная младотурецкая Революция 1908. После Февральской революции 1917 джадиды создали свои националистические партии:
Шуро-и-ислам в Туркестане, младобухарскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Октябрьской революции 1917 джадиды были в числе организаторов Гражданской войны против Советской власти, вдохновителями реакционной так называемой «Кокандской автономии», вступали в соглашение с русскими белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С установлением Советской власти в Средней Азии Джадидизм был ликвидирован.
жадидизм в Туркестане в начале 20 века, его сущность и значение.
В начале 20 века начинает развиваться просветительское движение в Туркестане – джадидизм. Термин «джадид» в переводе с арабского означает «новый». У истоков развития движения стоял крымско-татарский ученый, просветитель, педагог – Исмаил Гаспринский. Он с 1883 года в Бахчисарае издавал газету «Таржимон», содержавшую просветительские идеи и распространившуюся в Туркестане.
Джадидами в Туркестане была местная интеллигенция, представители которой получили европейское образование и хотели внедрить на Родине все лучшее. Они решили провести реформы области образования, историографии, литературы, религии, печати, искусства; пытались решить проблемы, связанные с реформой управления краем, социально-политической и культурной жизни Туркестана.
С целью воспитания нового поколения интеллигентов и патриотов джадиды провели реформусистемы образования. В 1893 году Исмаил Гаспринский получил согласие эмира Бухары в создании новометодных школ. Джадиды заменяли мусульманскую школу – новометодной, что вызвало тревогу правительства, т.к. в это время зарождались освободительные идеи. В 1884 году появляются русско-туземные школы с целью русификации местного населения и ослабления воздействия ислама. Они начали действовать по идее Туркестанского генерал-губернатора фон Кауфмана. В 1911 году русско-туземных школ было 89 по сравнению с 63-мя новометодными (4106 учащихся). В новометодных школах начинали обучение Хамза, Уйгун, Айбек, ставшие знаменитыми писателями, а также Кары Ниязов. Здесь обучались письму на тюрки и фарси, истории, математике, географии, основам религии. Реформа образования оказала заметное влияние на политическое и духовное развитие населения в Средней Азии.
Деятельность джадидов активизировалась после русской революции 1905 года. Их лидерами были Махмудходжа Бехбуди, Муннавар Кори Абдурашидов, Фитрат, Кадыри, мирмухсин Шермухамедов, Мухаммад Шариф Суфизода, Айни, Абдукадир Шанури. В это время их деятельность разделяется на 2 течения – радикальное (стремились к коренным преобразованиям); кадемисты (хотели только реформы богословского образования). Бехбуди ознакомившись в других странах с новыми методами обучения, стремился к нововведениям в родном крае. Он писал книги, учебные пособия на узбекском и таджикском языках, написал пьесу «Падаркуш». Одним из основных проводников идей джадидов с 1910 по 1917 года явился театр и драматургия, которые связаны с именами Фитрат, Кадыри, Чулпон, Авлони, Кадий, Хамза и другие.
Джадиды также пытались написать историю Туркестана. С 1905 по 1914 года они написали несколько хроник. С самаркандскими и ферганскими джадидами сотрудничал Ахмад Зеки Велиди Тоган- профессор Казанского Университета, оказавший воздействие на историографию Туркестана. Духовенство было против новых трудов по истории.
В 1913-1916 гг. джадиды дали название краю, в котором проживали – Туркестан. Они издавали журналы, газеты реформаторского характера. Через них джадиды доводили до сведения читателей о географии, народах мира, всемирной истории, международных событиях, новейших достижениях в странах Запада. Начал действовать книжный магазин «Маърифат». Боявшиеся народного просвещения эмир, ханы, правительство России, высшее духовенство боролись с прессой джадидов. В итоге в 1914-1915 гг. закрываются газеты.
Среди бухарских джадидов выделился Фитрат, который считал, что предпринимательство и торговля могут развиваться благодаря единству наций и знаниям. В Бухаре выходили газеты «Туран», «Бухоро шариф», ознакамливающие читателей с переведенными произведениями Льва Толстого, Максима Горького.
В Ташкенте получил большое признание интеллигенции Муннавар Кори, который внес большой вклад в деятельность джадидов.
После победы Февральской демократической революции 1917 года в Ташкенте произошло собрание, в результате которого был создан представительный орган «Шурои-Исламия». Часть состава президиума были джадиды Фитрат, Кадыри, У.Ходжаев и др. Они стремились создать Туркестанскую автономию в будущей Российской федеративной демократической республике. Существовали также организации «Турон», «Мифтах ул-мариф», «Равнак ул-ислом», «иттифяк ал-муслимин», отделившаяся от «Шурои-Исламия» - «Шурои-Уламо» и другие, пытавшиеся политизировать население Туркестана, бороться за хорошее будущее народа. Таким образом, джадиды становились лидерами национального движения.
К 1917 году бухарские джадиды разделились на джадидов «старого толка» и молодых интеллигентов, отличавшиеся стремлением вести политическую борьбу. Появляются движения «младобухарцев», лидером которых стал Файзулла Ходжаев и «младохивинцев». Позднее бухарские джадиды распались, примкнув к эсерам и большевикам.
Джадиды вели борьбу за демократию. Способствовавшие возрождению национального самосознания, они явились вдохновителями национально-революционного движения. Деятельность джадидов оказала большое влияние на общественную мысль в начале 20 века. Они явились поддержкой населения в сложный период феодальной отсталости и колониального гнета, пропагандируя идеи прогресса, социальной справедливости, формировали сознание национальной независимости.
Do'stlaringiz bilan baham: |