Речь
Речевое мышление – это способность так сформулировать, высказать свою мысль, чтобы ее устный или письменный вариант был понятен окружающим. Этот процесс можно представить как говорение во время мышления и мышление во время высказывания.
Речь и мышление – не тождественные, но взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, которые успешно развиваются и существуют только в тандеме.
Методы исследования понятий по Брунеру:
Каждый человек имеет понятие о реалиях окружающего мира и как эти понятия формируются. Брунер разработал методику исследования этого процесса.
Процесс формирования понятия у человека: 1) при столкновении с предметом, человек формулирует общую гипотезу о содержании понятия; 2) проверяет гипотезу, кот подтверждается или опровергается.
Методика исследования искусственных понятий Брунера для изучения закономерностей процесса образования понятия. Материал: условные изображения, отличающиеся по цвету, форме, количеству изображенных объектов, количеству рамок у карточки. Нет искусственных слов, т.к. здесь можно работать только на уровне понятий, признаки должны быть известны и очевидны.
Методика: предъявление объекта, который относится к понятию.
Гипотезы:
- целостная (в первоначальное предположение входят все 4 признака),
- парциальная (в первоначальное предположение входят лишь часть признаков).
Основные стратегии формирования понятий:
- фокусировка, отсечение признаков (включает в свою гипотезу максимально большое количество признаков, с каждой последующей попыткой уменьшает количество). Редко приводит к ошибкам.
Сканирование (человек включает минимальное количество признаков, а потом сокращает признаки или сохраняет один и тот же). Отслеживание только части признаков, вошедших в парциальную стратегию. Более рискованная. Требует хорошей памяти. Допускает ошибки.
Внутренняя речь: понятие, мозговая организация, психофизиологические исследования
В течение длительного времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась неясной.
Однако в конце 20-х годов XX века работами Л. С. Выготского в учение о «внутренней речи» были внесены коренные изменения.
Исходными для анализа формирования внутренней речи и той роли, которую она играет в поведении ребенка, послужили известные наблюдения Л. С. Выготского над поведением ребенка 3—5 лет в ситуации, когда он встречается с затруднениями при выполнении какого-нибудь, задания. Peбенку, например, нужно свести рисунок через наложенную на него папиросную бумагу или обвести его цветным карандашом. Если выполнение этой задачи встречало препятствие (например, экспериментатор незаметно удалял кнопку, которой была приколота калька к сводимому ребенком рисунку) и перед ребенком, следовательно, возникало затруднение, он начинал говорить. Эта речь ребенка, казалось бы, не была обращена к посторонним людям. Он говорил даже тогда, когда в комнате никого не было. Иногда ребенок обращался к экспериментатору с просьбой помочь ему, иногда он как бы описывал возникшую ситуацию, спрашивая себя, как ему выполнить эту задачу.
Таким образом, речь ребенка сначала описывала затруднения, а затем планировала возможный выход из них. Иногда ребенок начинал фантазировать, сталкиваясь с подобной задачей и пытался разрешить ее в речевом плане.
Подобная не обращенная к взрослому речь ребенка была известна и до Л. С. Выготского. Она описана такими крупными психологами, как Жан Пиаже, под названием «эгоцентрическая речь», ибо эта речь не обращена к другим людям, не коммуникативна, а является как бы речью для себя. Было показано, что сначала эта речь носит развернутый характер, затем у детей более старшего возраста она постепенно сокращается, превращаясь в шепотную речь. На дальнейшем этапе (через год-два) внешняя речь вообще исчезает, остаются только сокращенные движения губ, по которым можно догадаться, что эта речь «вросла» внутрь, «интериозировалась» и превратилась в так называемую «внутреннюю речь». Много лет спустя после опытов Л. С. Выготского в целом ряде экспериментов, к которым, в частности, относятся и эксперименты А. Н. Соколова (1962), доказана связь внутренней речи и движений языка и гортани. Методом регистрации скрытых движений речевого аппарата было установлено, что при затруднении в решении задач у взрослых и детей можно зарегистрировать слабо выраженные электромиографические реакции речевой мускулатуры, говорящие о повышении активности речевой моторики во время выполнения интеллектуальных задач.
Do'stlaringiz bilan baham: |