1. ядерная энергетика и создание атомной бомбы – звенья одной цепи?
- Да, конечно, и в этом сегодня никто не сомневается.
2. В августе 1945 г. атомные бомбы взорвались в двух городах Японии. Люди в этих городах продолжали жить после взрыва и живут там же сегодня. Было ли тогда радиационное загрязнение сильнее, чем сейчас, или слабее?
- Эффект действия атомной бомбы в немедленном поражении всего живого и неживого на огромной площади, и оно достигается разрушительной воздушной волной и высокотемпературным световым излучением, а наведённая радиоактивность сравнительно быстро исчезает. Поэтому в 45-м японцы гибли от первых двух поражающих факторов и значительно меньше от радиации.
Катастрофы и аварии на АЭС дают совершенно другой тип радиоактивного загрязнения долгоживущими радионуклидами.
3. Как катастрофа на "Фукусиме-1" скажется на биоте морей Дальнего Востока? Насколько опасными станут морепродукты из Тихоокеанского региона? От каких факторов это будет зависеть (течения, направления миграций животных и т.п.)?
- Вопросы обширные. Чтобы ответить на них, потребуется время, поэтому пока отвечу кратко. Всё будет зависеть от объёма попавших в море тех или иных радионуклидов, а потом, конечно, от цепочек питания и уровней биоаккумуляции. Самое страшное, если в воду попадёт плутоний. Надо подготовиться к тому, что придётся контролировать радиоактивность всех без исключения морепродуктов, при этом, насколько мне известно, контроля на присутствие в продуктах трансурановых элементов, включая плутоний, у нас нет.
Наша справка: Трансура́новые элеме́нты (заурановые элементы, трансураны) — радиоактивные химические элементы, расположенные в периодической системе элементов Д. И. Менделеева за ураном, то есть с атомным номером выше 92: нептуний (93), плутоний (94), америций (95), кюрий (96) и др.
4. Насколько безопасны реакторы на быстрых нейтронах, как об этом говорят их создатели, и те, кто пытается оснастить ими наши АЭС?
- Реакторы на быстрых нейтронах, как показывает практика работы таких реакторов в США, Франции, у нас и в других странах, значительно опаснее (!) ныне действующих.
5. Существуют ли какие-то международные нормы/проверки выбора мест для строительства атомных станций? Или каждая страна сама решает, можно ли строить станцию на "пороховой бочке"?
- Существуют и нормы, и правила и множество обязательных рекомендаций, но кто их соблюдает?.. Но в принципе каждая страна самостоятельно решает, где строить и какой реактор применить. МАГАТЭ – не командир, а только, к сожалению, консультант.
6. Какова судьба у отработавших свой срок реакторов, их утилизируют или АЭС навечно превращается в могильник радиоактивных отходов?
- Мне известно о разборке только двух атомных блоков за рубежом, а большинство станций превратилось в огромные мёртвые радиоактивные сооружения, и никто не собирается разбирать их до "зелёной лужайки", как громогласно обещано ранее. Одна из причин – в безумной стоимости разборки АЭС и захоронения образуемых при этом отходов. Эта стоимость составляет более половины стоимости постройки новой АЭС, а атомщики (руководители, конечно) очень жадные и цинично безответственные: они убеждают свои правительства разрешить и дальше эксплуатировать морально и физически стареющие АЭС.
7. Оправдано ли экономически создание АЭС, если учитывать стоимость утилизации и хранения отработанных отходов?
- Экономически абсолютно не оправдано. Но главное – не оправдано той огромной опасностью, которую несут с собой АЭС любой современной конструкции.
8. Помнится, академик А.Д.Сахаров предлагал строить АЭС под землёй, на глубине, чтобы при самых тяжёлых авариях в атмосферу ничего не попадало. Но его проект оказался слишком дорогостоящим или были другие причины?
- Это был не проект, а идея, насколько я могу представить, но никогда не доведённая до проекта. В последнее время чаще говорят о возможности строительства под землей не урановых, а значительно менее опасных ториевых АЭС, но и это всё пока чисто теоретические размышления. К сожалению.
Это интервью с Алексеем Яблоковым состоялось вскоре после фукусимской аварии в марте 2011 г.
1. Как работает АЭС?
Принцип работы АЭС, несмотря на технологические сложности, довольно прост. Главными циркуляционными насосами вода, подаваемая к АЭС по специальному трубопроводу, прокачивается через активную зону реактора, где она под давлением нагревается до температуры 320 градусов за счет управляемой цепной реакции.
Затем нагретый теплоноситель отдает тепло воде второго контура (рабочему телу), испаряя ее в парогенераторе. Парогенератор выдает насыщенный пар под давлением 6,4 МПа, который подается к паровой турбине. Турбина вращает ротор электрогенератора, и полученная электроэнергия далее через контактную сеть отдается на распределительные станции.
2. Как сказалось на мировой атомной отрасли эхо «Фукусимы»?
В 2011 году авария на японской АЭС «Фукусима-1» нанесла серьезный ущерб репутации ядерной энергетики. Огромная волна цунами, вызванного сильнейшим землетрясением, вывела из строя системы энергоснабжения и охлаждения, а также резервные дизельные генераторы на всех четырех блоках станции.
Сразу после аварии экологи и общественные организации призывали к отказу от атомной энергетики. Некоторые страны сделали попытки заменить атомную энергетику солнечной и ветряной. Однако скоро стало понятно, что эти источники не могут обеспечить стабильную генерацию в тех же объемах, что и АЭС, подчеркнул в интервью Reuters глава Росатома Алексей Лихачев:
3. Какое будущее ждет АЭС?
История АЭС похожа на историю автомобиля — век прожорливых масл-каров прошел, им на смену пришли технологичные, экономичные и надежные машины. С ядерной энергетикой всё примерно так же. Сегодня будущее — за замкнутым ядерным топливным циклом, когда в одной связке работают два вида реакторов — привычные нам тепловые реакторы и реакторы на быстрых нейтронах. Цикл называют замкнутым потому, что в нем повторно используется отработавшее ядерное топливо, да и отходов остается минимум.
Замкнутый ядерный топливный цикл, ЗЯТЦ – это процесс, в котором выгруженное из ядерного реактора ОЯТ перерабатывается для извлечения делящихся материалов и повторного изготовления из них ядерного топлива, которое затем вновь загружается в реактор атомной станции.
Do'stlaringiz bilan baham: |