1.. Географические и природные условия Древней Греции.
Древнегреческие государства находились на юге Балканского полуострова, островах Эгейского и Ионического морей, западном побережье полуострова Малая Азия. Почти 80% территории Греции занимали горы, плодородных равнин, пригодных для земледелия, было очень мало. Горы и море играли не последнюю роль в становлении хозяйственной и общественной жизни Древней Греции. На балканском полуострове не было места, которое было бы удалено от моря более чем на 90 км. Все греческие полисы имели выход к морю, а плавая по Эгейскому морю, всегда можно было видеть сушу, будь то материк или остров. С южного побережья Пелопоннеса можно было видеть остров Крит, а оттуда – остров Родос у побережья Малой Азии. Все это способствовало развитию кораблестроения и путешествиям греков. На севере Греции находилась довольно большая равнина, пригодная для земледелия. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, фрукты, виноград. На склонах гор греки выращивали оливковые деревья и пасли домашний скот. Северную часть Греции называли Фессалией, в центре находилась Беотия и Аттика, на юге – Элида, Лаконика и Мессения. В связи с сильной изрезанностью рельефа строительство дорог на территории Греции было затруднено. Все товары и продукты старались перевозить по морю. Самыми благоустроенными были дороги, соединявшие священные для греков места, например, дорога из Афин в Элевсин, где, согласно легенде, возникли священные мистерии в честь богини плодородия Деметры; дорога из Афин в Дельфы, где находился священный Дельфийский оракул.
|
3.. «История» Геродота и «История» Фукидида как исторические источники.
Главным источником для истории следующего за отражением персов «Пятидесятилетия» и в особенности Пелопоннесской войны, до зимы 411 г., служит знаменитейший историк древности — Фукидид.
Геродот старше Фукидида всего на 25— 30 лет. Геродот — представитель старшего, а Фукидид — младшего поколения Периклова века. В умственной жизни Греции во вторую половину V века совершился вообще крупный перелом. Афины стали центром этой новой умственной жизни, «школой Эллады», и афинянин Фукидид — одна из характерных личностей эпохи «Просвещения»: он представитель века разума и философии, современник Еврипида, софистов и Сократа... Насколько Геродот словоохотлив, настолько Фукидид сжат и скуп на слова. Геродот — ближе к поэзии, Фукидид — ближе к науке. Геродота мы можем называть лишь с некоторыми оговорками «отцом истории». В сущности же, если под последнею разуметь науку и нечто большее, нежели повествование о достопамятных событиях, то ее отцом с полным правом следовало бы признать только Фукидида. Он, можно сказать, положил начало истории как науке и создал истинную историческую критику.
|
|