Виртуальное образование
Прежде всего, нужно отметить амбивалентное понимание термина «виртуальное образование», которое вносит путаницу в понимание и толкование этого понятия. Под виртуальным образованием можно понимать не только дистантное телекоммуникационное обучение, но и «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты»[1]. Можно представить, что первое понимание несет узкий смысл «виртуального образования», переносимого виртуальной средой. Второе понимание «виртуального образования» в широком смысле определяется как виртуальное поле, виртуальное образовательное пространство, обуславливающее взаимодействие субъектов взаимодействия, переносчиком которого являются коммуникации разного рода, как электронного, так и устного, печатного.
Если рассматривать образование как процесс социального взаимодействия, оно, как таковое, будет виртуальным процессом: «В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия»[2].
То есть, осуществление образовательного процесса является реконструкцией виртуальной среды. Но, поскольку образование в реальном обществе имеет устойчивый статус реального института, в круг наших задач будет входить лишь описание виртуализации уже имеющегося виртуального процесса, которое и называется в современных исследованиях виртуализацией образования.
Виртуализация образования на данный момент представляет собой квинтэссенцию очно-заочного образования и самообразования, что обуславливается стремительным развитием телекоммуникационных систем, мультимедиа, мобильностью сетевого общения и т.п. Чтобы понять принцип системы виртуального образования мы проанализировали сайты различных виртуальных учебных заведений. Приведем пример Виртуального университета на базе Московского государственного университета пищевых производств (http://www.vu.space.ru/vu0.htm). На главной странице среди прочих описаний выделяется и «СПЕЦИФИКА ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА:
- не снижает качества обучения и полностью соответствует государственным образовательным стандартам,
- дает возможность постоянного обновления учебно-методических материалов и форм обучения,
- предоставляет образование в самые короткие сроки,
- позволяет одновременно и учиться, и продвигать карьеру на основной работе,
- по показателю "приведенной стоимости овладения знаниями" обходится дешевле очного образования,
- эффективно действует на любом расстоянии от учебного центра (базового вуза),
- независимо от места проживания, открывает доступ к учебе в ведущих вузах города Москвы и России,
- гарантирует качество образования, соответствующее статусу государственного университета,
- предоставляет диплом государственного университета (а не диплом "установленного образца"),
- открывает дополнительную возможность факультативного изучения дисциплин из учебных программ других вузов, представленных в Виртуальном университете, и оригинальных авторских курсов,
- обеспечивает студента интерактивной наставнической поддержкой в учебе и работе со стороны преподавателей и бизнес-кураторов,
- предоставляет развитую виртуальную инфраструктуру, включая электронные библиотеки, банк вакансий, участие в электронных конференциях и бизнес-клубах и многое другое в соответствии с вашей инициативой,
- формирует учебные группы непрерывно в течение года и выдает индивидуальный план обучения с возможностью академических перерывов в учебе,
- предоставляет возможность учебы "не вылезая из тапочек",
- не препятствует обучению экстерном,
- гарантирует радушный прием и очные консультации во время экзаменационных сессий... »
Таким образом, реклама декларирует расширение возможностей студента в высшем образовании. Виртуальный студент не ограничен строго временными рамками обучения, специализацией (есть возможность обучаться сразу в нескольких местах при относительной финансовой свободе в оплате обучения), возрастным цензом, имеет интерактивный доступ к цифровым библиотекам, обеспечен мощными поисковыми системами, обучение может происходить в домашней обстановке, или там, где есть доступ в Интернет. То есть, все возможности самообразования приобретают официальный статус (выдача диплома), расширяя «библиотечные услуги» в интерактивном режиме. Недостаток такой системы для студента заключается в отсутствии личного контакта с преподавателем, и как следствие, в потере навыков речевой коммуникации в процессе передачи информации (семинары, экзамены и зачеты переводятся в интерактивный сетевой режим).
Виртуальный преподаватель выполняет роль менеджера, обеспечивающего процесс обучения не как педагог, а как провайдер обучающих информационных носителей. В некоторых случаях человеческий фактор в преподавании практически исключается, и роль преподавателя выполняет компьютерная программа в сетевом on-line режиме или на цифровом носителе.
Изменение ролевых функций преподавателя и возможностей студента обусловлено также и переоценкой понятия «специалист». В связи с распространением глобализационных процессов, изменилась ценностная доминанта приоритетов знания. Разведение понятий «знание» и «информация» - ключевая характеристика современного образовательного дискурса. «Под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношении к миру»[3]. Информация понимается в аспекте высказанного Уинстоном Черчиллем «Кто владеет информацией - тот владеет и управляет миром». То есть информация - такая структурная единица описательного характера, которая постулированно отображает реальность.
Виртуализацию образования отличает именно информативный характер, что зачастую затрудняет процесс обучения. «Дело в том, что учащиеся, имея навыки работы с компьютером и представление об информационных технологиях, практически не имеют фундаментальной подготовки в структуре информации, методах ее организации и распространения»[4]. Все богатство Интернета, которое обеспечивается не только огромным количеством разнообразных сайтов, но и сетевым доступом к различным банкам данных, современным информационным технологиям, для обычного среднестатистического пользователя выглядит как ресурсы поисковых машин. Гипотетически с помощью совокупности поисковых машин можно найти практически любую информацию, находящуюся в открытом доступе. При этом пользователь должен квалифицированно сформулировать запрос (это отдельный вид информационного искусства), после чего ему предстоит длительное, часто бессвязное блуждание по найденным ссылкам. Пользователь в этом случае не может сделать никаких заключений о полноте поиска и достоверности результатов.
Трудности доступа к нужной информации проистекают в первую очередь от неудовлетворительных характеристик информации, и только во вторую очередь от слабости средств доступа к ней. Более точно, информация поступает из слишком многих источников, что заставляет пользователей последовательно переключаться за ней. Электронные документы часто плохо или вообще не структурированы, и очень редко организованы согласно принятой классификации.
Обучающиеся «живут в некоем «поле» знания, созданного новыми средствами коммуникации, которые гораздо насыщеннее и сложнее, чем любое обучение традиционным способом. Ситуация похожа на лингвистику, когда существует сам язык и существуют грамматические правила, которые позволяют языком пользоваться. Пока не создана грамматика новых неписьменных средств коммуникации, не существует эффективных способов обучения новым языкам, появившимся благодаря новым средствам коммуникации»[5].
Для решения сложившейся ситуации конструируются порталы. В отличие от традиционных сайтов, которые можно позиционировать, как средства, обеспечивающие продвижение продукции, рекламу (информационные сведения) какой-либо услуги, структуры или конкретного лица, портал дает надежный доступ к интересующему пользователя содержанию, приложениям и службам, организованным как единое целое.
Создание образовательных порталов является логичным этапом организации виртуального образовательного пространства. Объемы литературы, посвященной опыту построения образовательных порталов, постоянно растут. При этом в мировой практике сосуществуют три типа образовательных порталов[6]:
организационно-ориентирующие порталы, посвященные помощи в выборе очного учебного заведения;
порталы дистанционного образования, предлагающие платную альтернативу очного обучения;
вспомогательные порталы, не отменяющие, а дополняющие имеющиеся базы данных очных учебных заведений.
Последний тип порталов опирается на стабильные институты в качестве основы своего развития - федеральные органы управления образованием, научно-методические центры или сообщества преподавателей (аналог российских УМО). Во всех случаях залогом успешного развития портала является стабильность базовых институтов. В российском Интернете такими порталами являются федеральные образовательные порталы, среди которых: Российский образовательный правовой портал; портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»; Российский общеобразовательный портал и др.
Приведенные порталы обеспечивают с легкой возможностью поиска и доступа всей необходимой информацией по интересующему предмету. Здесь выложены учебные программы, глоссарий, статьи, книги (отсканированные для полнотекстового прочтения), информация о персоналиях, об аналитических и научно-методических центрах. То есть структура порталов направлена на интерактивную информативность.
Другим важным подспорьем в потоке электронной информации служат базы данных и электронные библиотеки, содержание, полнотекстовые версии статей, книг, аннотаций и библиографических данных с возможностью структурированного поиска.
Указанных примеров достаточно, чтобы понять, что хаос информации в сети начинает упорядочиваться по мере потребностей пользователей. В данном случае университеты и другие учебные заведения выступают заказчиком такой упорядоченной информации.
С возникновением приоритетов информативности виртуальное образование может постепенно вернуться к самообразованию. Реализация мультимедийной образовательной продукции осуществляется не только образовательными учреждениями, следовательно, процесс обучения может осуществляться непосредственно, вне социального института, а один на один «с компьютером».
Преимущества такого обучения следующие:
- Мобильность - ускорение использования учебных материалов (возможность быстрее их найти, расположить в удобной форме компьютерного интерфейса и при необходимости быстро размножить);
- Гипертексты - иерархические структуры подачи информации (расширение иллюстративного материала, увеличение структурированного объема усваиваемой информации);
- Интерактивность - вступление учебного средства во взаимодействие с учащимися и передача информации в режиме online.
- Дистантность - возможность удаленного доступа и удаленной связи с учебными центрами, базами данных, электронными библиотеками и преподавателями.
Негативные свойства:
- Физиологические - кадровые частоты экрана, излучение, длительное нахождение в сидячем положении;
- Репродуктивность - способность воспроизводства лишь имеющейся в компьютерной среде информации, что приводит к подсознательному отказу учащегося от самостоятельной конструктивной работы с материалом.
- Машинообразность - замещение человеческого общения машинным, что подавляет эмоции, служащие основой ассоциативности и творческого потенциала.
В учебных целях виртуальные технологии стали применяться ещё в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажёров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов - человека и машины.
С психологической точки зрения Н.А.Носовым выделены следующие специфические свойства виртуальной реальности: порождённость, актуальность, автономность, интерактивность[7]. Психологические виртуальные реальности порождаются, на его взгляд, психикой человека. Виртуальная реальность существует только пока активна порождающая её реальность: в виртуальной реальности своё время, пространство и законы. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей её.
Причиной виртуальных процессов является взаимодействие реальных объектов. В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования.
Ключевыми признаками виртуального образовательного процесса на наш взгляд, являются:
его предварительная неопределённость для субъектов взаимодействия;
уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе и с реальными образовательными объектами;
существование только на протяжении самого взаимодействия. Виртуальный процесс происходит в соответствующем виртуальном пространстве, свойства которого определяются аналогичными признаками и наличием в нём виртуальных объектов.
В наиболее общем виде под виртуальным образованием мы понимаем процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно.
Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами, наглядными пособиями или учебными аудиториями. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объёма материала обходится без учёта взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п.
Виртуальному образованию более всего соответствует сферическая модель, имеющая неограниченное число степеней свободы и не задающая для каждого человека однозначного направления движения. Центром такой сферической модели выступает личностный образовательный потенциал человека, относительно которого и происходит его развитие. Единый центр образования всех людей в такой модели отсутствует, каждый из них развивается и образовывается относительно своей индивидуальной сущности.
Отсутствует и общее для всех направление образования, каждый осуществляет движение в отдельных частях своей сферы. Состав образовательной сферы - это образовательные области, которые определяет сам человек. Развитие (расширение) образовательной сферы происходит неравномерно, но в идеале сферическая форма задаёт направления для образовательного движения. Заметим, что понятия "сфера", "траектория", "пространство" и т.п. используются нами не в строгом математическом смысле, а в качестве педагогических модельных представлений, помогающих визуализировать модель виртуального образования.
Пространственная модель образования подразумевает возможность создания самых разных образовательных сфер, в которых будет происходить индивидуальное для каждого развитие. Человек сам определяет свою сферу, выстраивает в ней различные структуры и ценности, наполняет её содержанием, с помощью которого ориентируется при своем внутреннем и внешнем познании различных образовательных областей.
Построение пространственной модели виртуального образования ведёт к представлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных и других. Все они тесно связаны, подвижны и образуют в совокупности то, что можно назвать виртуальным образовательным пространством человека. Это пространство способно расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы.
Процесс расширения происходит посредством деятельности ученика, использующего свои физические органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности. Физическое зрение, например, помогает человеку проникать всюду, куда он может направить свой взгляд, взаимодействовать любым видимым реальным объектом. "Полет мысли" или чувственные ощущения также увеличивают возможности человека во взаимодействии с объектами, невидимыми физическим зрением. Совокупность расширяющихся, взаимодействующих, взаимопересекающихся виртуальных сфер - таков образ человека познающего, постепенно заполняющего собой весь видимый и доступный его познанию мир.
К познанию человеком сфер внешнего мира следует добавить его самопознание, то есть рефлексивную деятельность по выявлению собственных действий, состояний и изменений. Пространственная модель виртуального образования связывает внешнее познание с внутренним, поскольку они оказываются едины и неотделимы в своём взаимопроникновении. Можно сказать, что в этом случае сбывается завет древних: познавая себя, ты познаешь весь мир.
"Работая" над смыслами окружающих и находящихся внутри него объектов, человек заполняет предназначенное ему пространство, как бы вселяется в него. Внутренний мир обогащается внешним, внешний - наполняется внутренним. Человек становится миром, мир заполняется человеком. Предназначение человека - выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит обратный процесс: внешнее пространство наделяется (одухотворяется, осмысливается, прочувствуется) внутренней развивающейся сущностью человека.
Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, - это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.
[1] Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. - 1999. - Вып.1(5): http://www.eidos.techno.ru/list/serv.htm.
[2] Там же.
[3] См.: Психология и педагогика. Учебный курс [Электронный ресурс] / И.В. Богданов, С.В. Лазарев, С.С. Ануфриенко и др.: http://193.232.218.53/ffec/psych/psych.html
[4] См.: Опыт организации образовательного пространства / Е.М. Авраамова и др. // Образовательные порталы России.- М.: Технопечать, 2004. - Вып. 1.
[5] См.: Багдасарьян Н.Г Игнатьева А.А. Образование в фокусе глобализационных процессов // Труды научного семинара «Философия - образование - общество». - М.: НТА «АПФН», 2004. Т.1. (Сер. «Профессионал»).
[6] Lefevre, Ph. Les portails d'acces a l'information / Ph. Lefevre // Documentaliste - Sciences de l'information. - 2001. - vol. 38, №3-4.
[7] Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. - М.: Изд-во "Магистр", 1997. С.14.атика и образование. – 2000. – №2. – С. 71-77.
Do'stlaringiz bilan baham: |