Социально-политические процессы в Узбекистане накануне обретения независимости.
Кризисная ситуация в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики в 80-х годах ХХ века.
Политика репрессий, осуществленная центром в Узбекистане. «Хлопковое дело».
Изменения в общественно-политической жизни республики в середине 1989 года. И.Каримов – Руководитель Узбекистана.
Советская политическая и экономическая система, которая сформировалась в конце 1920-1930-х гг., переживала глубокий кризис в период распада СССР. Этот кризис был обусловлен, прежде всего, политическими, экономическими и социальными факторами.
Политическая монополия Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) стала причиной возникновения советской тоталитарной системы и формирования командно-административной экономики.
Позже, в конце 1950-х - в 1970-е годы советская политическая система пережила определённые трансформационные процессы, однако её тоталитарная сущность оставалась неизменной. КПСС доминировала в политической жизни советского общества.
В начале 1980-х гг. КПСС несмотря на то, что оставалась главной политической силой в СССР, уже не пользовалась авторитетом в обществе. Более того, стало очевидно, что навязанная ею советская идеология была фикцией, не способной ответить на новые вызовы общества.
На фоне ухудшения общей социально-экономической ситуации в СССР, а также морального разложения в партийно-хозяйственной элите, уже не вызывало сомнений, что кризисные явления в большей степени связаны с противоречиями советской политической системы.
В начале 1980-х гг., наряду с социально-экономическими трудностями, советская система переживала глубокий социально-политический кризис, и он выразился в таких масштабных явлениях как:
-вопиющие проявления коррупции, распространившейся в так называемых «семейных кругах» партии, отличавшихся стабильностью положения, в абсолютной безнаказанности огромного числа партийных руководителей;
-беспрецедентное разрастание «теневой» экономики, проникшей во все сферы экономической деятельности.
В начале 80-х годов КПСС, оставаясь главной политической силой, уже не имел прежнего авторитета. Советское общество раздирало ряд противоречий.
КПСС, считаясь политической партией, на самом деле давно стал частью аппарата управления государством, причем ведущей, доминирующей частью.
Все органы управления, советские, общественные организации, хозяйствующие субъекты в своей повседневной деятельности руководствовались постановлениями и указаниями КПСС.
Подбором и расстановкой кадров так же занимались партийные органы. Такой диктат над всеми органами государственной власти неминуемо порождало масштабные негативные явления в обществе. Ибо только народный, общественный контроль был способен защитить от гниения государственного аппарата.
Социально-политический кризис 1980-х годов выразился в таких масштабных явлениях:
Вопиющие проявления коррупции распространившийся повсеместно, охвативший все органы руководства, снизу доверху, с абсолютной безнаказанностью для огромного числа руководителей.
Беспрецедентное разрастание «теневой экономики», проникшей во все сферы экономической деятельности.
Расцвет очковтирательства, приписок, хищения государственного и общественного имущества.
Никто не был заинтересован от результатов своего труда, что в конечном итоге влияла на эффективность работы всех отраслей народного хозяйства. В результате с каждым годом снижались темпы роста экономики, ухудшалось качество, наблюдалось технологическое отставание. Если в 1930-х годах ежегодные темпы роста экономики составляли в среднем 17-18 %, то во второй половине 80-х годов они снизились до 2-3 % в год.
Все это вынудило советское руководство начать в 1985 году политику «Перестройки». Руководители страны в этот период стремились «демократизировать» и «обновить» советскую политическую систему, сохраняя при этом власть и влияние КПСС в стране. Поэтому изначально «Перестройка» была обречена на провал.
«Перестройка» носила декларативный характер, она была глубоко не продумана, без анализа проблем, возникших по вине партии. В результате за три года не были решены даже те проблемы, которые были выявлены в ходе «Перестройки»
Кризис советской политической системы затрагивали и устои советского многонационального государства. СССР был федеративной по форме, унитарной, по сути, государство. Из-за противоречивости такого положения вытекали все межнациональные проблемы. В течение всего советского периода они не решались, а загонялись вглубь. Все мероприятия по национальному вопросу в первую очередь учитывали интересы Центра. Например, национально-территориальное размежевание Средней Азии так был осуществлен, что были недовольны все нации и народности Средней Азии. Это стало миной замедленного действия.
В условиях «Перестройки» все это выплеснулось на поверхность. События в Алматы, Грузии, Фергане, Оше, Нагорном Карабахе, в Прибалтике и в других районах были только вершиной айсберга. По данным на 15 ноября число активных конфликтов в СССР достигло 150.
Кризис советской командно-административной системы, отсутствие рыночных механизмов, игнорирование человеческого фактора обусловили ухудшение положения в экономике СССР. Весь мир в это время отдавало предпочтение интенсивному методу развития экономики. А в СССР преобладала тенденция экстенсивного развития экономики. Кроме этого, для страны был характерен низкий научно-технический уровень производства.
В 80-х годах ХХ века доля сырья в международной торговле неуклонно падала. Вперед вырвались страны с передовой технологией и научно-техническим потенциалом. В этом отношении СССР так же обладал мощным потенциалом. Но отсутствие рыночных механизмов делало их невостребованными. Стране еще повезло. В течение 70-х начала 80-х годов ХХ века стоимость нефти была относительно высокой. Многие проблемы, возникшие в тот период, решались нефтедолларами. Но во второй половине 80-х годов период высоких цен на нефтепродукты закончился. Втянутый в Афганскую авантюру и поэтому вынужденную выделять большие средства на обеспечение армии СССР столкнулся с еще одной проблемой. Руководство СССР именно в это время начал антиалкогольную кампанию. В результате не только нефтедоллары уменьшились, но и река водочных рублей обмелела. СССР вынужденно влезал в долги. Плачевная ситуация в экономике особенно сильно отразилась на Узбекистан.
Узбекистан на протяжении всего советского периода, согласно идеям «социалистического интернационализма», продолжал выполнять задачи поставщика сырьевых ресурсов. Согласно навязанному Центром распределению труда, приоритет был предоставлен промышленным отраслям, связанным с добычей здесь природного сырья и его первичной обработкой, а также с выращиванием сельскохозяйственной продукции. В республике не получили развития отрасли, направленные на выпуск готовой продукции. Так, всего 8—10% от общего объема хлопка-сырца перерабатывалось здесь, остальной хлопок отправлялся на промышленные предприятия Союза. Переработка и выпуск готовой продукции осуществлялись за пределами республики.
Такой план давал Центру возможность варварски использовать природные богатства узбекского народа. На протяжении десятилетий наш край снабжал весь Союз хлопком, каракулевыми шкурками, шелком-сырцом, природным газом, цветными и драгоценными металлами, в том числе золотом, медью, ураном, свинцом, цинком и др. В начале 80-х годов объем ежегодно поставляемого золота достигал 50 тонн. Стоимость вывозимых из Узбекистана огромных природных ресурсов составляла сотни миллиардов долларов США, а на покрытие потребностей республики центральное правительство выделяло средства по остаточному принципу, подчеркивая при этом, что Узбекистан является дотационной республикой. Такое положение было возможно еще в связи с тем, что народ Узбекистана не являлся хозяином своих богатств. Все месторождения природных ресурсов напрямую управлялись Центром. Даже руководству республики не было известно, например, сколько ежегодно из недр Узбекистана извлекаются золото, уран и другие ценные цветные металлы.
Увеличивающиеся с каждым годом поставки хлопка все более ухудшали положение народа. Господство монокультуры хлопчатника, направленность национальной экономики прежде всего на выращивание хлопка привели к тому, что богатство узбекского народа стало его бедой. Из-за насильственного внедрения монокультуры хлопчатника Узбекистан стал бедной республикой и возникла серьезная экологическая угроза. Узбекистан оказался в унизительной зависимости от Центра в связи с дефицитом продовольствия. Так, в 70-80-х годах уровень национального дохода на душу населения в Узбекистане был втрое ниже среднего Уровня по Союзу. В результате односторонней специализации Узбекистан был вынужден ввозить со стороны до 70% зерна и мяса, 60% картофеля, 100% сахара, сухого молока и другой продовольственной продукции. Из-за ежегодного увеличения объемов выращенного хлопка, в частности освоения огромных площадей новых земель, произошло катастрофическое понижение уровня воды в Аральском море, что превратило Узбекистан в зону экологического бедствия. Экономическая ситуация 1985—1991 годов в Узбекистане представляла собой непосредственное и логическое продолжение периода советского правления. Перестройка предполагала решить экономические проблемы советского общества, накопившиеся на протяжении долгих лет. Однако она проходила в крайне обострившейся политической обстановке и в условиях застоя в экономике.
В ноябре 1983 г. скончался Первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ш.Р. Рашидов, который в течение четверти века возглавлял республику, и многие положительные изменения в социально-экономической и культурной жизни, произошедшие в 1960-е по начало 1980-х гг. были связаны с его именем. Первым секретарём ЦК КП Узбекистана был избран И.Б. Усманходжаев. В период его руководства в Узбекистане были начаты масштабные акции Центра в виде судебно-уголовных преследований, направленных в основном против политических и хозяйственных руководителей высшего, среднего и нижнего звеньев республики.
Следует отметить, что ещё в начале апреля 1983 г. в Москве была образована и отправлена в республику следственная группа Генеральной прокуратуры СССР во главе с Т. Гдляном и В. Ивановым «для установления справедливости и законности» в Узбекистане. В результате этой карательной экспедиции Узбекистан превратился в объект массовых судебно-уголовных преследований со стороны прокуратуры и следственных органов союзного Центра. Политическое руководство республики не в состоянии было не только противостоять нажиму центральных политических органов, но было вынуждено поддержать политику Центра по отношению к Узбекистану и к национальным кадрам республики. Под жёстким нажимом Москвы тогдашнее руководство Узбекистана обвиняло партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации, административные и хозяйственные органы республики в том, что они «проявляют нерешительность и инертность в искоренении хищений социалистической собственности, взяточничества, спекуляции, очковтирательства, приписок»
После провозглашения Апрельским (1985 г.) пленумом ЦК КПСС нового политического курса, одной из целей которого была «борьба против застойных явлений» и коррупции, масштабы беззакония, творимые Центром руками группы Гдляна и Иванова в Узбекистане, ещё больше возросли.
Группа следователей во главе с Т. Гдляном и В. Ивановым, имея мощную поддержку советского политического руководства, творила беззаконие по отношению к должностным руководителям всех уровней, к их родственникам, к простым людям республики под судебными процессами надуманного «хлопкового дела», ставшего «узбекским делом». Стремясь расширить круг обвиняемых в республике, группа Гдляна и Иванова широко насаждала практику огульных обвинений во взяточничестве, принуждая подозреваемых и свидетелей к даче «признательных показаний» путём незаконных арестов, шантажа и запугивания. Она оскорбляла арестованных, унижала их человеческое достоинство и запугивала расстрелом. В целях оказания психологического давления на подследственных широко практиковала заключение под стражу их родственников.
Следует отметить, что деятельность так называемых «борцов за законность и правосудие» в 1987-1988 гг. широко освещалась в разных, особенно центральных, органах массовой информации, где они представлялись в качестве «героев», которые «пренебрегая смертельной опасностью» вступили «в борьбу с узбекской мафией, чтобы разгромить организованную преступность».
Деятельность группы следователей в 200 человек, ранее не работавших в Узбекистане и не имевших представления о характере, нравах и укладе жизни узбекского народа, но наделённых особыми полномочиями, требовала особого внимания руководства и надзора со стороны Прокуратуры СССР. К тому же речь шла о расследовании деятельности высших должностных лиц республики. Однако противозаконные методы следственной группы Гдляна и Иванова нашли поддержку именно среди некоторых руководителей Генеральной прокуратуры СССР в лице заместителей генерального прокурора Катусова и Побежимова, чья деятельность, казалось бы, должна быть направлена на строгое соблюдение законности.
Как свидетельствует отчёт Комиссии по проверке следственных материалов, в Узбекистане было расследовано свыше 800 уголовных дел о приписках, хищениях, взятках. По этим делам было осуждено более 5 тыс. человек, из них 600 - руководящих работников.
В 1983-1989 гг. по обвинению в получении взяток было заключено под стражу 20 руководящих работников МВД Узбекской ССР и СССР, 4 секретаря ЦК Компартии Узбекистана, 8 секретарей обкомов партии и ряд других ответственных работников, всего 62 человека.
Но в ходе этих расследований пострадали многие невинные люди, в том числе родственники осуждённых. Чтобы получить показания, следственная группа подвергала их пыткам и преследованиям, в том числе больных, людей пожилого возраста, многодетных матерей. Так, при расследовании дела по обвинению А. Каримова (бывшего первого секретаря Бухарского обкома партии) под стражу был заключен 21 его родственник, по делу Худойбергенова - 15, по делу Усманходжаева (бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана) - 9, по 8 родственников обвиняемых Нурусманова, Раджабова, Камалова. Содержались под стражей Саидова - мать 12 детей, Долиева и Матчанова, имеющие по 11 детей, Алиева, - мать 9 детей.
В конце 80-х годов ХХ века, когда следы коррупции и экономических махинаций привели к Москве и под подозрение следственных органов попали некоторые члены высшей политической элиты Центра, тогда и была создана специальная комиссия, составленная из народных депутатов СССР по проверке материалов, связанных с деятельностью группы следователей, возглавляемой Гдляном.
Приехавшие в Узбекистан сотни следователей, «слуги закона», творили в республике всё, что им заблагорассудится. Поначалу республика была в шоке, был всеобщий испуг, потом произошло некоторое успокоение, так сказать, оценка происходящего, следующий этап - возмущение и тоже всеобщее. Наступил процесс неприятия происходящего, активного противодействия.
Новое руководство Узбекистана главе с И.А. Каримовым смогло остановить сползание республики в политический и социальный хаос. Вскоре после принятия и осуществления ряда эффективных социальных мер, общественно-политическая и социальная ситуация в республике изменилась в положительную сторону.
Время работы следственной группы было тяжёлым периодом испытания воли, стойкости узбекского народа, но ни нападки через центральные средства массовой информации на целую нацию, ни репрессии по отношению к её представителям не сломили волю узбекского народа. Напротив, узбекский народ всё больше стал осознавать несостоятельность и антинародный характер советской командно-административной системы.
Лица, осуждённые или привлечённые к уголовной ответственности по «хлопковому делу», Указом Президента Узбекистана И. Каримова помилованы. Позже было оправдано более 2 тысячи человек.
В этих условиях некоторые союзные республики взяли курс на политическую независимость, и одним из первых, кто стал предпринимать практические шаги в этом направлении, был Узбекистан. Его новый руководитель Ислам Каримов с 1989 г. последовательно осуществлял политику по созданию политических институтов государственности, что стало важным шагом в достижении национальной независимости.
В этих условиях это был очень ответственный шаг принять на себя руководство Узбекистаном, стабилизировать общественную ситуацию и выработать план по выходу республики из кризиса. Однако в среднеазиатских республиках, как и в других частях Союза, обостряются проблемы межэтнических отношений. В июне 1989 г. в Фергане произошли столкновения между коренным населением и турками-месхетинцами, последствия которых были весьма трагичны. В июне 1990 г. столкновения на межнациональной почве (между узбеками и кыргызами) произошли в кыргызском городе Ош. Ислам Каримов, учитывая, что вопросы межнациональных отношений являются решающим фактором в деле сохранения мира и согласия в республике и в Центральной Азии, с первых дней своей деятельности осознавал, что их решение напрямую связано с улучшением социально-экономического положения, политическими реформами и выходом республики из кризисного состояния.
Руководство республики начало целенаправленную работу по выводу экономики из кризиса и обретению реальных основ государственной независимости.
Литература
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
Do'stlaringiz bilan baham: |