Шашкина О.В. Изучение литературного жанра ута-моногатари в современной...
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА УТА-МОНОГАТАРИ
В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ НАУКЕ
О.В. ШАШКИНА
Кафедра востоковедения
Институт экономики и востоковедения
Сахалинский государственный университет
Коммунистический проспект, 33, 690000, Южно-Сахалинск, Россия
Обзор исследований жанра ута-моногатари в японской литературе, жанр, привлекающий внимание исследователей.
Интерес японских литературоведов к исследованию и осмыслению японской литературы 1Х-Х вв. объясняется тем, что, в отличие от многих национальных литератур, литература Японии на определённом этапе своего развития отличалась особой интенсивностью и за сравнительно небольшой исторический период прошла путь от полуфольклорйых поэтических антологий до создания романа-эпопеи.
Особенностью этого интенсивного развития было стремительное внедрение прозаического начала в литературу, которая исконно воспринимала себя как глубоко поэтическое явление и где прозе отводилась более чем скромная роль. Утверждение прозы означало определённый прорыв, новый стремительный этап развития. При этом сам процесс утверждения прозы при всей его интенсивности был одновременно и весьма последователен, т.е. в рамках перехода от сугубо поэтического текста к прозаическому японская традиция прошла и несколько промежуточных этапов, роль которых чрезвычайно велика для понимания всего спектра взаимовлияний и взаимонаслоений, характерных для средневековой японской литературы на раннем этапе её развития. В этом процессе наиболее важную роль играл поэтико-прозаический жанр ута-моногатари (букв, «повествование о песнях»), произведения которого и стали необходимыми звеньями «переходного» периода.
Уникальность этого жанра заключается в том, что он стоит на своего рода литературном пограничье, на переходе от безраздельного властвования поэзии, прежде всего пятистиший-танка, которые к этому времени практически вытеснили все другие поэтические жанры, к утверждению полноценной прозы.
Произведений жанра ута-моногатари насчитывается достаточно много, но общепризнанно, что художественных вершин достигли лишь три из них. Это «Повесть об Исэ» («Исэ-моногатари», 920), «Повесть о Ямато» («Ямато-моногатари», 951) и «Повесть о Хэйтю» («Хэйтю-моногатари», 959).
История появления в начале эпохи Хэйан произведений жанра ута-моногатари до сих пор является предметом пристального изучения японских исследователей и при этом темой в высшей степени дискуссионной. Вероятно, это связано с очевидной неоднородностью самих произведений, несмотря на их внешнюю идентичность. В этой связи известный японский исследователь и интерпретатор жанра моногатари Хасэгава Масахару даже заметил, что «ута-моногатари, будучи феноменом средневековой японской литературы, является в высшей степени нестабильным жанром» [1].
Несмотря на жанровое определение моногатари как «повести», произведения ута-моногатари нельзя отнести к чисто прозаическим. В структурном плане они представляют собой уникальное явление, т.к. состоят из небольших миниатюр- данов, в которых на первом месте стоит прозаический текст, а затем следует пятистишие-танка. Самобытность этого жанра состоит в том, что каждое стихотворение-танка нуждается в прозаическом введении, т.к. без него остаётся непонятен повод и ситуация, в которой это стихотворение было сложено. С другой стороны, и проза теряет свой смысл без пятистишия, благодаря которому она поднимается на более высокий эмоционально-эстетический уровень. То есть ута- моногатари — это жанр, в котором поэзия генетически вплетена в ткань прозы.
Японские литературоведы не раз обращались к анализу роли и места жанра ута-моногатари в истории развития повествовательной литературы. Основополагающей работой по данной проблематике стала монография Уэсака Нобуо «Ута- моногатари дзёсэцу» («Введение в специфику жанра ута-моногатари») [2], в которой автор давал общую характеристику жанра, а также определял характерные для всех произведений этого жанра черты. Значительный вклад в исследование специфики жанра внёс и Фукуи Садасукэ, которому принадлежат наиболее значительные работы по теории жанра ута-моногатари такие как «Моногатари- но хассэй то хэнбо» («Возникновение и преображение моногатари») [3] и «Ута- моногатари-но кэнкю» («Исследование произведений жанра ута-моногатари») [4]. Несомненный интерес представляет также сочинение Абэ Ёситоми «Хэйтю- моногатари». «Исэ-моногатари» то соно исо. «Гэндзи-моногатари» идзэн иго» («Повесть о Хэйтю» и «Повесть об Исэ» как фазы в развитии японской литературы. До и после «Повести о Гэндзи») [5].
Первым по времени создания памятником, относящимся к жанру ута-моногатари, может считаться произведение «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ»), датируемое примерно 920 годом. Памятник включает в себя, в зависимости от списка, от 125 до 143 данов и до 209 сопровождающих их пятистиший-танка. До сих пор у исследователей памятника остаётся много вопросов, связанных с авторством и точной датировкой этого произведения. Специально данной проблематикой занимались известные японские литературоведы — Фукуи Садасукэ и Мацуда Киёси. Фукуи Садасукэ в монографии «Исэ-моногатари». Тайкэй моногатари бунгакуси» («Повесть об Исэ». История становления повествовательной литературы») [6] подробно рассмотрел процесс формирования памятника и привёл различные гипотезы относительно возможного авторства произведения. Мацуда Киёси в работе «Исэ-моногатари кангаэ» (Размышления о «Повести об Исэ») [7] отразил собственное понимание места и роли «Исэ-моногатари» в процессе становления японской прозаической литературы.
Следующим знаковым произведением жанра ута-моногатари стала «Повесть о Ямато» («Ямато-моногатари», 951), положившая начало дальнейшему развитию жанра. «Ямато-моногатари» состояло из 173 данов, каждый из которых содержал
Do'stlaringiz bilan baham: |