80 ЛЕТ НАЗАД НУЖНО БЫЛО ДЕНАЦИФИЦИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ГЕРМАНИЮ
18 Марта 2022
- Юрий Михайлович! Вы названии манифеста вы провели аналогию со статьей Горького «С кем вы, мастера культуры?» Статья вышла в 1932 году. Уместны ли параллели?
- Ну, манифест – это громко сказано. Скорее, заметки на полях сражений. Обращаясь к интеллигенции, Горький говорил о «касте безответственных хищников, которая «загнила с головы и продолжает действовать только по инерции». И сегодня, спустя 90, лет она снова актуальна. То, что происходит нынче на Украине, я бы назвал принуждением к здравому смыслу.
Наша армия, избавляющая братской народ от неонацизма, как никогда, нуждается в поддержке всей страны. Но именно сейчас некоторые деятели культуры впали в некий «коммерческий пацифизм». Они выплеснули свою озабоченность в коллективном письме на двух языках: русском и почему-то английском, а не украинском. Это очень похоже на сигнальную ракету, адресованную кому-то за линией фронта. Среди этих борцов за все хорошее против всего плохого модно ссылаться на слова Достоевского о слезинке ребёнка. Вероятно, о том, что дети Донецка и Луганска плакали и гибли все эти восемь лет, мои сердобольные коллеги подзабыли. Так вот, я хочу им напомнить слова великого гуманиста Достоевского. Он писал в дневнике как раз в те дни, когда Россия вызволяла южных славян из иноверческого ига. Вот что он писал: «Потом, когда мы их освободим, и они кое-как устроятся, признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для их освобождения». Так будем же учиться патриотизму и вере в своё Отечество у Фёдора Михайловича! Некоторые возражают, мол, Достоевский не верил в прочность союза России с западными и южными славянами. Да, не доверял, так как хорошо знал историю. Но, что касается, освобождения братского народа от османского ига, тут он однозначно поддерживал власть, которую тогда олицетворял император.
- Почему такое отношение к Вооружённым Силам среди людей культуры? К их миссии на Украине? Ведь очевидно, армии сейчас особенно нужна поддержка всего народа.
- На мой взгляд, изобилие врагоугодников (выражение Пушкина) в нашей культуре - явление давнее, укоренённое и, боюсь, неискоренимое. Этот дурной обычай идет из глубины былого. Вспомним воеводу-писателя Курбского с его хитроумным оправданием государственной измены, не забудем умницу Чаадаева, стыдившегося «византийского следа» в отечественной истории, горько помянем времена, когда слово «патриот» с молчаливого согласия правящего слоя было бранью. Недобрая традиция отчизнофобии, по-моему, идет от упоительного и почти безопасного кухонного диссидентства, от хитроумной уверенности: чем ты нетерпимее относишься к своей стране, чем больше напраслины на нее возвёл, тем вероятнее, что тебе поставят памятник посреди Москвы или прилепят мемориальную доску к стене дома, где ты кропал коллективные инвективы против «русского милитаризма». Но главным, на мой взгляд, является то обстоятельство, что многие из нынешних «властителей дум», являющихся по совместительству руководителями государственных культурных учреждений, получили известность и заняли эти «высоты», откуда простреливается общественное сознание, в 1990-годы. А тогда развернулась беспрецедентная, хорошо оплачиваемая атака на нашу армию, и они в ней активно участвовали. Так что многие из «коммерческих пацифистов» всего лишь вернулись к своим истокам. А тут еще подросло новое поколение, которое, глядя на «мэтров» сообразило: антипатриотом в России быть выгодно.
- Вы, известный писатель, можете себе позволить публично осадить коллег. А как быть государству, простым людям, не приемлющим двуличия? Не ходить на концерт Максима Галкина, как это сделали в Архангельске? Или на месте чиновников «взять и запретить»?
- Ну, во-первых, даже для меня, человека достаточно известного, не все так безоблачно. Министерство культуры блокировало деятельность патриотичной Национальной Ассоциации драматургов, возглавляемую мной. Фонд кино отверг три мои заявки, в том числе с известным режиссером Юрием Карой. Директорам театров из Москвы идут угрозы: поставите Полякова, к «Золотой маске» не приближайтесь. Но, как говорится, честь дороже. Мы живем в свободной стране, и граждане вольны поступить, как им велит совесть, в том числе – голосовать рублем против русофобов и обращаться с соответствующие инстанции, вплоть до следственного комитета, если речь и идет о действиях, угрожающих нашей национальной безопасности. А вот государство должно проявить, наконец, твердость и отменить либеральную монополию в сфере культуры, которую оно же установило в начале 90-х, когда контроль над культурной сферой был передан либералам и западникам в благодарность за их поддержку при сносе советской власти. Но с тех пор прошло тридцать лет. Многое изменилось. Иллюзии насчет «прогрессивности», «демократизма» и «гуманизма» либеральных идей рассеялись. Надо вернуть равновесие идей в культурном пространстве. В 90-е людей с государственно-патриотическими взглядами целенаправленно вытеснили из мейнстрима на обочину. И получился страшный перекос, сложилась либеральная диктатура в искусстве, особенно в театре и кино. Или, как говорил Герцен, «либеральная жандармерия», которая всё контролирует. Немногочисленные театры, которыми руководили люди с государственно-патриотическими взглядами, пали в последние годы. Выжили из МХАТ имени Горького даже великую Доронину. И кто? Бояков – основатель матерного театрика «Практика».
Do'stlaringiz bilan baham: |